именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Владимир Генслер

Ты ещё помнишь фамилии своих одноклассников?

Однокласников не всех. И не все помню имена. Но из «знаменитых», не только из моего класса помню:

  • братьев Цесов — Станислава и Алексея, сыновей известного питерского звукорежиссёра Герхарда Цеса. Оба они тоже ушли в Десятилетку, но на два года раньше меня. Стасик стал валторнистом и работал в ЗКР ещё при Мравинском, теперь, по-моему, в Кировском. Лёша учился на гобое и работал потом в Кировском;
  • Максим Леонидов учился на пару классов младше меня, но по фортепиано мы были у одного педагога — Андрея Фёдоровича Курнавина;
  • Пётр Таренков — нынче солист Театра Музыкальной Комедии, сыграл небольшую роль в Учителе пения:

  • Кадр из фильма «Учитель пения». Пётр Таренков (слева).
  • Николай Яковлев — лет десять назад работал в Управлении Культуры, делал какие-то проекты с Илоной Броневицкой, чем сейчас занимается, не знаю;
  • Сергей Быстров;
  • Алексей Васильев;
  • Валерий Васильков;
  • Михаил Данилов;
  • Станислав Трифонов — роль рыжего Феди в Учителе пения (цвет волос — это придумка режиссёра);

  • Кадры из фильма «Учитель пения».
    Станислав Трифонов.

    В первом ряду слева: Станислав Трифонов, Андрей Дмитриев.
  • Андрей Дмитриев — сын известного дирижёра, тоже снимался в Учителе… (в жизни он очки не носил, это тоже режиссёрская находка);
  • Василий Воронин (сын валторниста из Кировского Николая Воронина) — после Капеллы учился на Факультете военных дирижёров в Москве. Потом служил, если не ошибаюсь, в Сертолово;
  • Сергей Максимков;
  • Александр Чернушенко — на класс старше (кто такой, думаю, объяснять не надо ;));
  • Андрей Борейко, Владимир Зива, Семён Бычков — гораздо старше;
  • Андрей Славный («славный баритон» :)) — тоже на пару классов младше.

Педагогов?

  • Зоя Михайловна Рижнова — начальные классы, так сказать, «учительница первая моя» :);
  • Дмитрий Николаевич Ардентов — первый педагог по сольфеджио и хор первоклассников;
  • Андрей Фёдорович Курнавин — первый педагог по фортепиано;
  • Анатолий Павлович Емелин — хор младших классов, потом групповое дирижирование и хороведение;
  • Дина Исааковна Аленер — классный руководитель и математика;
  • Анна Александровна Малина — русский язык и литература («...на горе-то калина, под горой-то малина...» :) );
  • Людмила Алексеевна Чернушенко — первый педагог по гармонии;
  • Сергей Александрович Белимов — гармония;
  • Ростислав Зиновьевич Королёв, Алексей Михайлович Кутузов — хор юношей. В наше время в хоре юношей начинали петь, когда заканчивалась мутация, и врач разрешал снова петь. У меня это произошло в восьмом классе. Хор был в расписании во всех классах, но каждый индивидуально ходил либо в хор мальчиков, либо в хор юношей, либо вообще никуда, пережидая ломку голоса;
  • Иван Иванович Попов — дирижирование, но занимался я с ним мало — был нацелен уже на переход в Десятилетку. Коцертмейстером у него в классе работала Любовь Ивановна Полтавцева ;).
  • Алексей Алексеевич Соколов (Сей Сеич), преподавал математику, был также воспитателем в интернате, но до нашего класса не доработал, ушёл на пенсию, его сменила Дина Исааковна Аленер. Мальчишки его страшно любили, буквально вешались на нём, угощали яблоками и конфетами. Да и он был, что называется, педагог от Бога. Вспоминаю: Однажды кто-то из учителей послал нас вниз на вахту за ключами от класса. Пошли мы, естественно, втроём или вчетвером и чуть не передрались, споря, кто именно из нас будет нести ключи. Спор наш разрешил Сей Сеич, случайно оказавшийся рядом. Он сказал: «Пусть каждый несёт ключ по три ступеньки лестницы, а потом как эстафету передаёт следующему, тогда никому не будет обидно».

Мог бы ты назвать что-то из репертуара хора того времени?

То, что вспомнилось сразу:

  • Stabat Mater Перголези;
  • Magnificat Вивальди;
  • Ave Maria Бах-Гуно;
  • Тебе поем из Всенощной Рахманинова с солирующим сопрано. Тогда, из идеологических соображений, его называли Тихая мелодия;
  • Вокализ Рахманинова;
  • Естественно, песня про щенка и вокализ Баснера из Учителя…;
  • Песня о далёкой Родине Таривердиева из 17 мгновений…;
  • Песня о Ленинграде Соловьёва-Седого;

И много чего ещё, помню музыку и слова, но названий и авторов не знаю — не всегда нам, мальчишкам, говорили, а, может просто невнимательным был.

Пели Гимн училищу Балакирева (до до до ре до фа, ми ре до си-бемоль ля до си-бемоль…):

Тебе мы гимн поём, Училище родное!
И любим всей душой тебя, о дорогое.
Мы были, как во тьме, и музыки не знали,
К Тебе пришли, и вот — искусство мы познали.
Уверенно ведёшь ты нас дорогой светлой
К познанью истины и красоты заветной.
За то и любим мы тебя, о дорогое!
И гимн поём тебе, Училище родное!

Надо же! Помню через тридцать лет... :) Он был напечатан на задней обложке училищного буклета.

По каким случаям исполнялся этот гимн?

Обычно первого сентября на торжественной линейке и, по-моему, один раз на отчётном концерте.

В чём, на твой взгляд, выражался тот расцвет хора, о котором ты говорил?

Тогда хор не сходил с концертных афиш города, мы пели по 50 концертов в сезон. Записи пластинок. Также на радио, на телевидении. Фёдор Михайлович как раз тогда получил звание.

Да и подготовка: я после окончания Консерватории начал преподавать в Десятилетке (Суханов оставил мне свой класс) и проработал там почти четырнадцать лет. Так вот, периодически в Десятилетку, как когда-то я, приходили поступать мальчишки из Капеллы, и я видел, что уровень их знаний и умений по сольфеджио и теории музыки с каждым годом — всё ниже и ниже... :(

И буклет тот издан был, думаю, на волне этого расцвета. Кстати, на обложке буклета — фотомонтаж, не нынешний фотошоповский, а как тогда делали, ножницами и клеем. Так вот, мальчик на переднем плане с несколько неестественно открытым ртом так, что видны зубы (как будто произносящий звук «Ш») — это я! :)


Обложка буклета.
Первый ряд (слева направо): Александр Мальцев, ?, ?, ?, ?, Владимир Генслер.
Второй ряд: Игорь Марычев, Василий Воронин, Станислав Цес, ?, Сергей Молоковский, ?, ?.
Третий ряд: Валерий Васильков, Сергей Максимков, Юрий Попугаев.

Вы давали по пятьдесят концертов в сезон. Были ли это сольные концерты или в основном такие, где вы исполняли лишь 1–2 номера?

Всякие, но сольных больше. Были авторские вечера Баснера, Соловьёва-Седого, где мы принимали участие. Был музыкальный спектакль Бах — наш современник, поставленный в Октябрьском Зале, где большая часть музыкального материала озвучивалась с нашим участием. Там же был спектакль про декабристов Рыцари свободы, где мы не только пели, но и изображали в костюмах солдат на Сенатской площади.

В каких залах вы выступали?

Оба зала Филармонии, Октябрьский, Калининский (у Финбана), Капелла — само собой.

Часто ли вы пели вместе с взрослой Капеллой?

Довольно часто, причём, естественно, чаще с мужской её половиной, без женщин.

Ходили ли вы после отчётного концерта петь у Казанского собора?

Нет.

Что касается традиций, то мы знали, что есть традиция у выпускников: после последнего звонка сжигать свои школьные дневники на Дворцовой площади, в центре, прямо у Александрийской колонны. Дело опасное, много раз были неприятности с милицией, но традиция эта упорно поддерживалась. Правда это или только легенда,— мне узнать, к сожалению, так и не удалось.

Практиковался ли у вас обычай на следующий день после концерта приходить к третьему уроку (если первые два — хор)?

Естественно! И даже, если не хор :)

Как проходили съёмки «Учителя пения»?

Ну, в самих съёмках я участия не принимал — только в заключительном эпизоде, где поёт большой хор в зале Капеллы. Всё просто: приехали дядьки с камерами, нас собрали, одели, отвели в зал, и мы спели пару дублей песни про щенка.

23–26 января 2004

См. также:

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
647
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log