именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

К 170-летию Милия Алексеевича Балакирева

Личность Милия Алексеевича Балакирева оценивается неоднозначно. С одной стороны, ему всегда отдавалось должное, как пианисту, знатоку русской песни, пре­крас­ному музыканту и энергичному общественному дея­телю, организатору «Могучей кучки» и «Бесплатной музы­каль­ной школы». С другой стороны, отмечается, что назна­чение Балакирева управляющим Капеллы было обуслов­лено отнюдь не этими качествами, а его связями «на почве религиозности, православия и остатков славяно­филь­ства» (Римский-Корсаков), что он обладал очень малыми способностями к администрации, и что его манера вести дела, за которую кое-кто именовал его не иначе, как «полупомешанный Балакирев» (Бенуа), впослед­ствии привела к «падению Капеллы» (Смоленский).

Допуская, что под этими упрёками, возможно, и есть какие-то основания, следует в то же время признать совершенно явные заслуги Балакирева перед Капеллою.

Во-первых, он пригласил Римского-Корсакова на должность помощника управляющего — несмотря на свои разногласия с ним. Это был чрезвычайно дальновидный шаг, поскольку именно Римский-Корсаков, обладавший монументальной теоретической и педагогической базой, сумел наладить обучение в инструментальных классах Капеллы таким образом, что выпускники этого заведения даже спустя многие десятилетия считались желанными участниками любого оркестра.

Во-вторых, Балакиреву удалось добиться капитальной перестройки зданий Капеллы, что много раз безуспешно пытались сделать его предшественники. Именно благодаря его усилиям здания приобрели свой сегодняшний облик, который придал им архитектор Л. Н. Бенуа. В результате перестройки воцарилась не только внешняя гармония между архитектурным убранством фасадов, интерьерами и акустикой зала — и музыкой, звучащей в этом зале, но и гармония самой сути этого здания, предназначенного для творчества, жизни и учёбы старейшего певческого коллектива. (Неслучайно спустя столетие реставраторы стремятся восстановить именно тот облик здания, и, хочется верить, удастся восстановить не только внешнюю его сторону, но и предназначение.)

Эти два обстоятельства совершенно опровергают тезис о несостоятельности Балакирева, как администратора. Однако не менее важным, чем первые два, представляется ещё одно обстоятельство,— характеризующее Балакирева, как человека. Это его отношение к малолетним воспитанникам Капеллы. Лишённые родительской заботы и ласки, они получали её от Милия Алексеевича. Он сопровождал все их шаги, начиная от утреннего пробуждения и молитвы и заканчивая отходом ко сну. Балакиреву было дело до всего: одеты ли и обуты воспитанники, проветрены ли их спальни, вкусно ли их кормят в столовой. Милий Алексеевич лично посещал занятия в классах, чтобы быть уверенным в уровне преподавания. Музицирование в свободное время учеников — в классах, а позже и у себя дома. Балакирев первым стал вывозить детей каждое лето на дачу, в Старый Петергоф. Его заботу об учениках можно описывать бесконечно.

Ниже приводятся два письма, которыми в 1891 году обменялись Балакирев и П. И. Чайковский. Чайковский просит Балакирева принять участие в судьбе талантливого мальчика из Киева, и Балакирев… отказывает ему. На первый взгляд такая реакция может показаться проявлением чёрствости. Однако на самом деле всё обстоит иначе. Будучи управляющим Капеллой, Балакирев находился на государевой службе, то есть управлял не своим имением, а собственностью императора. Основной деятельностью Капеллы в то время было хоровое исполнительство. Инструментальное и общее образование давалось певчим лишь в качестве компенсации за проведённое в хоре время. Даже формальная сторона вопроса решалась таким образом, что пока малолетние капеллане пели в хоре, их жалование откладывалось, а затем, после мутации, отложенное расходовалось на оплату обучения. Поэтому Балакирев не мог принять в Капеллу мальчика, чей певческий возраст подходил к завершению. Однако тон его письма показывает понимание ситуации и сочувствие ребёнку.

Интересно, что похожий случай повторился спустя примерно год после этих писем. На этот раз заступником мальчика оказался не Чайковский, а родная сестра М. И. Глинки — Людмила Ивановна Шестакова, а самим мальчиком был Палладий Андреевич Богданов. Территориальная близость позволила Балакиреву на этот раз отойти от правил и принять ученика, которому «стукнуло» уже 11 лет. И это решение тоже было историческим: из мальчика вышел дирижёр Капеллы, и учитель многих поколений капелльских мальчишек, работавший в доме на Мойке, 20 с 1904 по 1971 годы.

П. Трубинов

* * *

1 октября 1891 г. Г. Клин Московской губ.

Дорогой Милий Алексеевич!

 

В прошлом году, во время постановки моей оперы «Пиковая Дама», в Киеве я был поражён необычайной красотой тембра детских голосов из хора г. Калишевского (поющего в Киевском Софийском соборе), участвовавших в исполнении оперы. Оказалось, что эта необычайно красивая звучность происходила от участия в хоре сопраниста Гриши, одарённого необыкновенно красивым голосом. Гриша этот — своего рода Киевская знаменитость, привлекающая в собор, а также в устраиваемые г. Калишевским концерты массу слушателей. Теперь г. Калишевский пишет мне, что, к величайшему изумлению всего Киева, Митрополит Платон невзлюбил голоса этого солиста и приказал его прогнать. Калишевский просит меня по мере сил попытаться спасти бедного ребёнка, приведённого в отчаяние распоряжением Митрополита Платона. Но что я могу сделать? Мне пришло в голову, что, быть может, Капелла нуждается в солисте, и что вы его возьмёте в Царский хор. Не знаю, каков Гриша теперь, но в прошлом году голос его был удивительно красив, и нет причин предполагать, что он стал хуже. По крайней мере, г. Калишевский пишет мне, что напротив, голос стал будто бы теперь лучше. Если вы найдёте возможным взять несчастного мальчика в свой хор,— то не угодно ли будет иметь в виду адрес Калишевского: Десятинный переулок, д. № 10; Яков Степанович Калишевский.

Крепко жму вашу руку.
П. Чайковский.

* * *

Варшава. 10 октября 1891 г.

Дорогой Пётр Ильич!

 

Письмо ваше я получил здесь, в Варшаве, где я нахожусь в отпуску.— Об Грише, о котором вы пишете, я уже слыхал, но не соглашался на его определение в Капеллу, потому что не имел верных сведений о его летах, что очень важно. Капелла принимает мальчиков только 9-ти и не старше 10-ти лет, имея в виду, что уже 14-ти лет, а иногда и раньше, они по большей части с голосов спадают, и если Грише в настоящее время уже отказано, и он удалён из хора, то вероятно по той причине, что он уже потерял голос. Вы также касательно его лет ничего не сообщаете. Мне кажется, чтобы сделать ему добро, как одарённому музыкально, хотя и потерявшему детский голос, было бы полезно, если бы вы направили его в Киевское музыкальное училище и побудили бы заправителей тамошних принять участие в мальчике, из которого выжат весь сок, и затем он выброшен на улицу за ненадобностью, как обыкновенно делается в певческих хорах без всякого сострадания.

Ваш всегда М. Балакирев.

О Балакиреве в Капелле можно также прочитать:

  • Золотарёв В. Воспоминания о Балакиреве // Советская музыка.— 1948, Март, № 2.— С. 105–109. [128]
  • Ардентов Д. Н. Палладий Андреевич Богданов и его «Страницы воспоминаний» // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. (Творчество, исполнительство, образование). Сборник статей / Составитель и отв. редактор П. П. Левандо.— Л., 1982.— С. 116–136. [151]
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IV. Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания: Казань, Москва, Петербург / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки; Подгот. т-та, вступит. ст., коммент. Н. И. Кабановой; Науч. ред. М. П. Рахманова.— М.: Языки славянской культуры, 2002. [255]
  • Переписка М.А.Балакирева с П.И.Чайковским / С предисловием и примечаниями С.Ляпунова.— СПб., М., Рига, Лейпциг: Юлий Генрих Циммерман, 1913. [261]
  • Бенуа Л. Н. Записки о моей деятельности / Публикация В. А. Фролова // Невский архив. Историко-краевелческий сборник.— М.-СПб.: Atheneum: Феникс, 1993.— С. 7-64. [10]
Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
930
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log