Валерий Михайлович Николаев — выпускник 1949 г.
Хоровое училище при Капелле для меня, как и для многих, в нём обучавшихся, незабываемо. Я с большой благодарностью вспоминаю об этой прекрасной поре моей жизни, поре обучения в нём. Его мы называли нашим Лицеем.
По окончании училища в 1949 году мной были организованы два хора, один из них — хор студентов, обучавшихся со мной на гидротехническом факультете Ленинградского политехнического института, а другой — в проектном институте. В репертуар двух хоров вошли русские народные песни и песни советских композиторов.
Хоровое училище при Капелле — это не только хоровые традиции, восходящие к 1703 году, но это ещё и история развития хорового искусства России. Воплощением для нас того и другого был наш учитель, музыкант высокой пробы — Палладий Андреевич Богданов, прекрасный рассказчик, много помнивший и знавший из жизни величайших музыкантов России. Редкая хоровая репетиция проходила без его воспоминаний, лично знавшего многих композиторов и музыкальных критиков. Среди них — П. И. Чай-ковский, В. В. Стасов, Глазунов, Лядов, кучкисты... Со многими композиторами и В. В. Стасовым Палладий Андреевич встречался в доме сестры М. И. Глинки — Людмилы Ивановны Глинки, в то время бывшей уже в преклонном возрасте.
А запомнилось многое. Это руководимое Александром Васильевичем Свешниковым Хоровое училище. Это многочисленные спевки в малом и органном залах Капеллы. Это репетиции детского хора, иногда со взрослым хором, в Большом зале Филармонии, при погашенных люстрах, где несколько раз перед выступлениями прослушивал нас сам Мравинский, и где, наконец, вечером при зажжённых знаменитых хрустальных люстрах — наши выступления перед притихшим, полным ценителей хорового пения, Большим залом Филармонии. Любой из хоровых номеров, исполненных нами, встречался неистовыми рукоплесканиями.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе месяце Хоровое училище было эвакуировано в с. Арбаж Кировской области, где мы, воспитанники училища, занимались не только в местной начальной и средней школе, но занимались музыкальной деятельностью: готовились к концертам, проводимым в сельском клубе, исполняя сложнейшие хоровые произведения мировой классики и патриотические песни советских композиторов, посвященные борьбе с ненавистным фашизмом.
Зимой 1943 года по инициативе А. В. Свешникова мы переехали в Москву, где, благодаря нам, было организовано Московское хоровое училище с адресом: ул. Большая Грузинская, дом № 4/6. Снова репетиции, снова спевки детского и взрослого хоров в Большом театре и зале им. П. И. Чайковского. Мне посчастливилось выступать в Большом театре в составе детского хора дважды. Это незабываемо.
В январе 1945 года я приехал из Москвы в Ленинград, свой родной город, тогда ещё израненный бомбами и снарядами, город, по которому очень тосковал. Вторично поступил в Ленинградское хоровое училище, где уже развернул занятия с хором Палладий Андреевич. Моими товарищами были по довоенному приёму Игорь Сухолинский и Федя Крупоедов и вновь поступившие Шурик Броневицкий, Коля Кунаев, Серёжа Варанд.
Хоровому дирижированию нас обучали профессор Консерватории Георгий Александрович Дмитревский и, тогда ещё его аспирант, И. И. Полтавцев. Чтение хоровых партитур преподавала Е. П. Кудрявцева, а русскую народную песню вёл профессор А. А. Егоров.
Окончили мы училище в мае 1949 года, продирижировав (каждый по три вещи) взрослым хором Капеллы в органном зале. В этом же зале прошли последние наши экзамены по классу рояля. Идея ансамблевой игры была выражена в том, что каждый из нас аккомпанировал какому-либо певцу из взрослого хора Капеллы. Я, например, аккомпанировал молодому тенору при исполнении им романса М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина «Не искушай меня без нужды...»
Очень хочется пожелать воспитанникам Хорового училища, чтобы они ясно понимали своё место в развитии советского хорового искусства, развивали в себе трудолюбие и не портили традиционно воспитанный в них музыкальный вкус низкопробными эстрадно-джазовыми антимузыкальными вывертами.