именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Валерий Михайлович Николаев — выпускник 1949 г.

Хоровое училище при Капелле для меня, как и для многих, в нём обу­чавшихся, незабываемо. Я с большой благодарностью вспоминаю об этой прекрасной поре моей жизни, поре обучения в нём. Его мы называли нашим Лицеем.

По окончании училища в 1949 году мной были организованы два хора, один из них — хор студентов, обучавшихся со мной на гидротехническом факультете Ленинградского политехнического института, а другой — в про­ектном институте. В репертуар двух хоров вошли русские народные песни и песни советских композиторов.

Хоровое училище при Капелле — это не только хоровые традиции, вос­ходящие к 1703 году, но это ещё и история развития хорового искусства России. Воплощением для нас того и другого был наш учитель, музыкант высокой пробы — Палладий Андреевич Богданов, прекрасный рассказчик, много помнивший и знавший из жизни величайших музыкантов России. Редкая хоровая репетиция проходила без его воспоминаний, лично знав­шего многих композиторов и музыкальных критиков. Среди них — П. И. Чай-ковский, В. В. Стасов, Глазунов, Лядов, кучкисты... Со многими композитора­ми и В. В. Стасовым Палладий Андреевич встречался в доме сестры М. И. Глинки — Людмилы Ивановны Глинки, в то время бывшей уже в преклонном возрасте.

А запомнилось многое. Это руководимое Александром Васильевичем Свешниковым Хоровое училище. Это многочисленные спевки в малом и ор­ганном залах Капеллы. Это репетиции детского хора, иногда со взрос­лым хором, в Большом зале Филармонии, при погашенных люстрах, где несколько раз перед выступлениями прослушивал нас сам Мравинский, и где, наконец, вечером при зажжённых знаменитых хрустальных люстрах — наши выступления перед притихшим, полным ценителей хорового пения, Большим залом Филармонии. Любой из хоровых номеров, исполненных нами, встречался неистовыми рукоплесканиями.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе месяце Хоровое училище было эвакуировано в с. Арбаж Кировской области, где мы, воспитанники училища, занимались не только в местной начальной и средней школе, но занимались музыкальной деятельностью: готовились к концертам, проводимым в сельском клубе, исполняя сложнейшие хоровые произведения мировой классики и патриотические песни советских ком­позиторов, посвященные борьбе с ненавистным фашизмом.

Зимой 1943 года по инициативе А. В. Свешникова мы переехали в Москву, где, благодаря нам, было организовано Московское хоровое училище с адресом: ул. Большая Грузинская, дом № 4/6. Снова репетиции, снова спевки детского и взрослого хоров в Большом театре и зале им. П. И. Чайковского. Мне посчастливилось выступать в Большом театре в составе детского хора дважды. Это незабываемо.

В январе 1945 года я приехал из Москвы в Ленинград, свой родной город, тогда ещё израненный бомбами и снарядами, город, по которому очень тосковал. Вторично поступил в Ленинградское хоровое училище, где уже развернул занятия с хором Палладий Андреевич. Моими товари­щами были по довоенному приёму Игорь Сухолинский и Федя Крупоедов и вновь поступившие Шурик Броневицкий, Коля Кунаев, Серёжа Варанд.

Хоровому дирижированию нас обучали профессор Консерватории Геор­гий Александрович Дмитревский и, тогда ещё его аспирант, И. И. Полтавцев. Чтение хоровых партитур преподавала Е. П. Кудрявцева, а русскую народ­ную песню вёл профессор А. А. Егоров.

Окончили мы училище в мае 1949 года, продирижировав (каждый по три вещи) взрослым хором Капеллы в органном зале. В этом же зале прошли последние наши экзамены по классу рояля. Идея ансамблевой игры была выражена в том, что каждый из нас акком­панировал какому-либо певцу из взрослого хора Капеллы. Я, например, аккомпанировал молодому тенору при исполнении им романса М. И. Глин­ки на стихи А. С. Пушкина «Не искушай меня без нужды...»

Очень хочется пожелать воспитанникам Хорового училища, чтобы они ясно понимали своё место в развитии советского хорового искусства, развивали в себе трудолюбие и не портили традиционно воспитанный в них музыкальный вкус низкопробными эстрадно-джазовыми антимузы­кальными вывертами.

Валерий Михайлович Николаев

Феликс Константинович Ржаксинский — выпускник 1951 г.

Ржаксинский Феликс Константинович, 1932 г. рождения.

В 1944 году поступил в Хоровое училище им. М. И. Глинки. Директор училища — П. А. Богданов.

Учился у Разумова С. Д. (рояль), Кудрявцевой Е. П., Полтавцева И. И., Дмитревского Г. А., Лебедева Д. Н. Окончил училище в 1951 году.

Работал учителем в Музыкальной школе г. Гдова, где одновременно окончил школу рабочей молодёжи. С 1952 по 1957 г. учился в ЛЭГИС-е.

С 1957 года по настоящее время работаю инженером в ЦНИИ «Элек­троприбор».

1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?

Несмотря на заболевание, вынудившее меня бросить музыкальное направление, занятиям в Хоровом училище я обязан постоянному интересу к хоровому пению и к песне вообще, а это очень помогает в жизни, порой даже облегчает её.

Кроме того, хоровое пение сыграло роль и в моей личной жизни: на встрече с хоровым коллективом ДК им. 1 мая я познакомился с девушкой из хора, которая впоследствии стала моей женой. С 1964 года она участница Академического женского хора ДК им. Капранова, а я постоянный слушатель их концертов.

2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?

Во-первых, как Палладий Андреевич Богданов принимал меня в хор.

Во-вторых, несколько наших выступлений: первая запись в Доме радио, выступление в Филармонии с кантатой о лесах, выступле­ние в госпитале, который находился в здании Педагогического института им. А. И. Герцена, выступление во Дворце пионеров пе­ред госпожой Черчилль, после которого нам выдали по кулёчку сухофруктов.

3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?

Чтобы больше в него попадало талантливых ребят, чтобы из них вырастали хорошие музыканты и, вообще, всесторонне развитые культурные люди.

Феликс Константинович Ржаксинский

Александр Александрович Беспрозвания —
выпускник 1954 г.

Дорогие друзья!

42 года прошло с тех пор, как в мою душу, сознание и жизнь вошла Капелла (да, мы никогда не говорили в беседах «Хоровое училище», на устах было одно — «Капелла», а мы — капелляне).

Капелла — наш родной Дом, именно родной, так как, приходя сюда и сейчас, сердце начинает биться чаще и испытываешь что-то необыкновен­ное.

Забота и воспитание нас старшими капеллянами были прекрасными и отеческими.

Дорогой, незабвенный Палладий Андреевич Богданов — наш творческий отец (для нас он был живой легендой) и милая, спокойная, благородная Нина Семёновна Тюрина — наш первый классный руководитель.

Гляжу на старые капелльские фотографии и глаза невольно увлажня­ются. И то, что я по профессии в настоящее время не работаю в искус­стве, ни о чём не говорит. Капелльское воспитание наложило характер­ный отпечаток на всю мою жизнь, мою душу и мысли.

Первое, что оставило огромный след в моей памяти — это Жёлтый (золотой) зал, где проходили наши первые «спевки» (репетиции). Как-то сами стены, их покрытие, само сознание того, что в этом зале происхо­дит, накладывало на моё сознание в высшей степени необыкновенные чувства благородства, творчества, божественного отношения к хоровому пению. Те слова, которые говорил здесь нам Палладий Андреевич, та манера, в которой он учил нас петь и при этом творить, остались глу­боко в моей памяти.

Очень запомнился и печальный момент (не помню точно, в каком это было классе, в 3 или 4), когда мы стали чисто мужской капеллой (было восстановлено старинное положение о певцах-капеллянах), девочки должны были покинуть наши стены, особенно запомнились те слезы, с которыми уходили наши одноклассницы Верочка Преображенская и Катя Мурина.

Прекрасны воспоминания о преподавателе фортепиано Юлии Михай­ловне; я часто бывал у неё дома, мы занимались, а в свободное время она знакомила с журналом «Нива» (дореволюционное издание) и на при­мере его статей учила любить искусство, творчество, а главное — наш великий город.

Особый след оставили репетиции и концерты в «Мариинке» и Филар­монии, в этих стенах происходило приобщение к большому искусству, особенно учитывая то, что нами руководили Е. А. Мравинский, Г. А. Дмитревский, Е. П. Кудрявцева и многие, многие другие; хотя главным для нас всегда был Палладий Андреевич.

Прекрасные воспоминания о концертном гардеробе в Капелле, где мы переодевались в концертные костюмы — всегда было весело.

Прекрасны капелльские дворы, где мы «мотали» уроки, играя в футбол; пионерская комната, где мы сражались в пинг-понг и в «солдатиков». Ну и, конечно, светла память о наших учителях и друзьях-капеллянах, с которыми дружба продолжается до сих пор и, я думаю, навсегда.

Среди преподавателей особое место занимали — Иосиф Антонович Лозинский, заведующий учебной частью, и Антонина Ивановна Титова, учитель не­мецкого языка, наш классный руководитель в 5–7 классах. Их строгость делала нас — вольнолюбителей и сорванцов — дисциплинированными и серьёзными. Ну и самые приятные воспоминания об Александре Александровиче Патрикееве — о нашем классном руководителе в годы окончания Капеллы.

Ну, а мои одноклассники — Стасик Грибков, Валя Смирнов, Володя Мо­дель, Казановский, Олег Корняков, Андрей Челпаков, Саша Пустовалов, Игорь Мухин и таинственный «Кондрашка», который куда-то всё хотел убе­жать и потом действительно исчез, и мои приятели из других классов.— Яша Дубравин, Володя Атлантов, Слава Чернушенко, Миша Зайцев, Тимур Кухолев — что и говорить — это яркие примеры истинных капеллян и в прошлом и в настоящем.

Классиками для нас, корифеями были П. Левандо, В. Баранов, С. Козырев, Ф. Козлов и многие другие, на них мы смотрели с восторгом и глубоким уважением.

Дорогие! Хочу пожелать долгой, плодотворной и, главное, яркой творческой жизни всем капеллянам и самой Капелле, пусть для всех будет она родной. Пусть будет как можно больше среди молодых капеллян «известных» солистов как Лёня Тепляков, Толя Леонтьев, Слава Липсток — герои наших дней и концертов.

Пусть чаще под свою крышу Капелла призывает своих посланцев в большую жизнь творчества любой профессии.

Эти встречи должны стать традиционными. Больших успехов Всем Вам!

Александр Александрович Беспрозвания

Евгений Аркадьевич Садиков —
выпускник 1959 г.

Окончил Хоровое училище в 1959 г. по кл. дирижирования у Баранова Владимира Константиновича, по фортепиано — у Вассерман Лидии Михайловны. В 1964 г. окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора Е. П. Кудрявцевой.

По направлению работал в Сибири (6 лет), в г. Чите.

13 лет — в Институте культуры в г. Улан-Удэ.

В обоих учебных заведениях руководил хорами, сделал много концертных программ, вёл педагогическую работу.

В настоящее время вернулся в Ленинград и работает в Хоровом обществе Ленинградской области методистом.

 

Уважаемая редакция газеты «Капелланин», сообщаю по вашей прось­бе ответы на вопросы.

1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?

Привило любовь к музыке, заложило основы музыкальных знаний, приобщило к концертной деятельности, открыло мир симфонической, оперной, фортепианной, хоровой, инструментальной музыки, т. е. все жанры. Здесь я получил первые дирижёрские навыки.

2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?

Прежде всего встречи и общение в концертных выступлениях с нашими прославленными дирижёрами: Мравинским Е. А., Рахлиным Н. Г., Дмитревским Г. А. и др.

Мои незабываемые любимые учителя: Разумов, Вассерман Л. М., Богданов П. А., Козлов Ф. М., Баранов В. К., Леонтьев Б. А. (скрипач) и, конечно, колоритная фигура нашего директора Савейко Р. И. Нельзя не вспомнить наших преподавателей: Адигезалову (сольф.) и Семенову И. Н. (музлит.)

3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?

Нацелить учащихся на создание самодеятельных коллективов (хоры, ансамбли). Значительно увеличить часы и внимание к практической работе в стенах училища и в самодеятельности. В корне изменить отношение к вокалу, сделав его важнейшим пред­метом. Больше внимания уделять смежным искусствам и их связи с музы­кой. Значительное внимание (можно в крайнем случае факультативно) уделить инструментовке, чтению симфонических партитур, дирижированию сочинений оперно-симфонического жанра по партитурам. Больше встречаться с детскими хоровыми коллективами Союза и зарубежными аналогичными коллективами.

Е. А. Садиков

Александр Алексеевич Мурин —
выпускник 1955 г.

Я родился в 1936 году в Ленинграде. В годы войны находился в эвакуации с коллективом Капеллы в городах Арбаж, Киров, Горький, в городах Поволжья.

В 1945 году поступил, а в 1955 году окончил Хоровое училище. По дирижированию занимался у профессора Г. А. Дмитревского.

В 1955 году поступил и в 1960 году окончил Ленинградскую консер­ваторию по классу хорового дирижирования у профессора А. Е. Никлусова. С 1955 года работал хормейстером в различных хоровых коллективах: Хор трудовых резервов Ленинграда, Хор Металлического завода им. XXI съезда КПСС, Хор любителей пения Ленинграда, Хор ансамбля песни и пля­ски Ленинградской милиции, Шумский народный хор.

С 1968 по 1973 годы был заведующим вокально-оркестровым отделом Ленинградского областного дома художественной самодеятельности.

С 1973 года по настоящее время веду класс народного пения в объединении «Ленконцерт».

Был создателем и репетитором новых программ квартета сестёр Фёдоровых, ансамбля «Мэнго», Удмуртского эстрадного ансамбля «Добрый вечер». Тувинского ансамбля и многих других номеров.

Выступаю в ленинградской и союзной прессе с рецензиями, с вступи­тельными словами в ленинградских концертных залах.

Создал многочисленные обработки и оригинальные хоровые сочинения.

 

1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?

Училище вложило в меня тот объём музыкальных знаний, житейских навыков общения, основ познания окружающего мира, которые в дальней­шем дали возможность ощущать себя человеком, приносящим пользу лю­дям.

2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?

Смерть на моих глазах на сцене Капеллы во время репетиции в 1953 году Георгия Александровича Дмитревского. Я потерял не только любимого учителя, но и человека, который для меня много сделал. С той поры, выходя на Капелльскую эстраду, с душевным трепетом прохожу это место.

3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?

Помнить, что и маршал начинал рядовым. Не чураться черновой ра­боты, любого труда.

Верю в капелльское Братство, которое выручало нас и в солнечные дни, и в лихую годину.

А. А. Мурин

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1650
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log