именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Записки капелльского сверчка

Из печати вышла третья книга Александра Алексеевича Мурина (вып. 1955) «Записки капелльского сверчка».

Как будто со стороны — от лица образного сверчка, сидящего за печкой,— но в то же время очень по-личному, автор рассказывает о коллегах, друзьях, учителях и однокашниках. Хотя в название книги вынесено слово «капелльский», указывающее на самое важное и самое родное, что проходило через всю жизнь автора, да и начальный раздел озаглавлен «Капеллане», но круг героев книги гораздо шире. Кажется, что в XX веке нет такого деятеля культуры, с которым не свела бы судьба Александра Алексеевича. Это композиторы Стравинский, Бриттен, Шостакович, Гречанинов, Сахновский, братья Калинниковы, и дирижёры Гаук, Рабинович, Эрнесакс, Элиасберг, и пианисты Серебряков и Юдина, музыковеды Друскин и Успенский, поэты Хармс и Гнедич и многие другие имена. Разумеется, читатель встречается на страницах книги и с теми постоянными героями, без которых невозможно представить себе повествование Александра Алексеевича: это М. Г. Климов, Е. П. Кудрявцева, А. Г. Мурин, А. В. Свешников. Широка и география книги: здесь и Ленинградская консерватория, и Кировский театр, и эстонское певческое поле, и Москва, и Минск, и Астрахань, и Архангельск, и Париж, и Гавана.

Историю появления книги сам автор излагает так: «Предыдущую книгу меня торопили закончить к 80-летию, и из-за спешки из её персонажей выпали: Александр Дмитриев, Дмитрий Китаенко, Лёшенька Степанов, Женя Колобов, Коля Кунаев — многие выпали. Поэтому я сразу решил собирать материал для новой книги. Весь прошлый год и начало этого года я приводил это в христианский вид. Пишущие машинки я не признаю. Всё писал от руки. Когда пишешь, мысль работает иначе, чем когда печатаешь на машинке. Когда-то мне об этом сказал Владимир Соломонович Бахтин: когда пишешь, приходит то, что забыл, что пропустил. Или наоборот: тебе кажется, что это интересно, а, написав, потом это зачёркиваешь. У меня целый ящик — это вся книжка, все рассказы, написанные от руки».

Ещё со времени своих выступлений на радио (которые, к сожалению, прекратились с уходом из жизни журналиста В. М. Бузинова), Александр Алексеевич привык требовательно относиться к своему повествованию не только с точки зрения сюжетной линии, но и как к звучащему слову. «Я умудрился почти все рассказы записать на магнитофон и послушать, как они звучат в устной речи», рассказывает он о новом сборнике.

Дважды — в кульминационные моменты двух циклов своих расскахзов — Александр Алексеевич помещает в свою книгу материалы других авторов. Во-первых, блокадные дневники своего отца, Алексея Мурина («Записки отчаявшегося»), которые по силе повествования могут стать в один ряд с другими известными свидетельствами о жизни блокадного Ленинграда. Во-вторых — аннотацию музыковеда А. Н. Дмитриева к исполнению Военного реквиема Бриттена с русским текстом А. А. Мурина.

В своём труде Александр Алексеевич раскрывается не только как эссеист и хормейстер, но ещё и как художник, фотограф, переводчик, поэт, композитор. Плоды всех этих профессий представлены в работе и органично вплетаются в её общую драматургию. Жанр, мера условности и величина рассказов в сборнике колеблется — это и документальные эссе, и художественное повествование, кое-где — облечённые в слова сновидения; истории с продолжением, и короткие записи, которые в интернете могли бы назвать постами в блоге. Однако всё вместе связано одной темой — служением Искусству.

Пётр Трубинов

 

Мурин А. А. Записки капелльского сверчка.— СПб.: Студия «НП-Принт», 2017.— 216 с., нот., илл.— ISBN 978-5-901724-38-5.

 

Начиная с июля 2020 года книгу можно бесплатно скачать в электронном виде: скачать (13 Мб)

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
992
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log