именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Записки капелльского очевидца

Из печати вышла новая книга Александра Алексеевича Мурина, известного петербургского эссеиста и историка музыки,— «Записки капелльского очевидца». В ней автор обстоятельно и подробно повествует о тех музыкантах, с которыми свела его судьба. Хотя Александр Алексеевич покинул капелльскую парту более полувека назад, его персонажи нам хорошо знакомы. В них мы вновь встречаем наших учителей — Фёдора Михайловича Козлова и Владимира Константиновича Баранова, Станислава Николаевича Легкова и Анатолия Павловича Емелина, Петра Петровича Левандо и Владимира Алексеевича Васильева, Олега Дмитриевича Соколова и Николая Авксентьевича Мартынова. Страницы перелистывают время назад, и перед нами предстают также учителя учителей — Михаил Георгиевич Климов и Палладий Андреевич Богданов, Георгий Александрович Дмитревский и Александр Александрович Патрикеев, Павел Александрович Вульфиус и Роберт Игнатьевич Савейко.

Короткие яркие рассказы Александра Алексеевича подобны волшебному экрану, через который мы видим мгновения далёкого прошлого. В этой книге автор не ограничился широко известными именами, но запечатлел на «экране» и своих одноклассников, и более старших и младших капеллан.

Местом действия «Записок» оказываются и классы Консерватории, и голубая гостиная Филармонии, и Хоровое училище в нынешнем здании на Мастерской улице и, конечно, Капелла на Мойке, 20, а чаще всего — её класс на первом этаже, где сквозь слой краски на стекле всё ещё можно разглядеть надпись «Канцелярiя» — свидетельство придворного прошлого заведения. Почти все истории иллюстрированы фотографиями из архива автора, а иногда — газетными вырезками.

В книге чередуются забавные случаи и полные трагизма эпизоды, детские шалости и первые успехи неоперившихся музыкантов, нелепые ошибки и творческие удачи — всё то, из чего складывалась жизнь капеллан.

Благодаря уникальной авторской манере повествования мы узнаём то, о чём не принято писать в учебниках истории музыки. И это не только клички, которыми капеллане награждали своих одноклассников и учителей. Но и такие вещи, как превращение Капеллы из придворного церковного хора в рупор революционной песни. Или то, как в годы репрессий состав хора вдруг в один день мог уменьшиться на полтора десятка голосов. Или как один из педагогов Хорового училища выступал свидетелем обвинения на суде по делу Иосифа Бродского. Автор благородно воздерживается от оценок своих героев, оставляя это занятие совести читателя, но в красках описывает все истории, чтобы мы могли представить себе всё то, чему сами очевидцами не были.

Под одной обложкой с «Записками» разместилась и вторая книга автора — «Неслучайные встречи». Круг героев в этой части значительно расширяется, однако повествование нет-нет да и возвращается к хору, к Капелле.

Как вселенная состоит из атомов, так хор состоит из певчих. У каждого участника свой тембр, свои обертоны, которые делают звучание всего хора богаче. «Записки» Александра Мурина не дают умолкнуть голосам даже тех, кто давно ушёл, и благодаря их обертонам хор нынешних капеллан звучит ещё краше.

Пётр Трубинов

 

Мурин А. А. Записки капелльского очевидца. Неслучайные встречи.— СПб.: Студия «НП-Принт», 2015.— 292 с., илл.— ISBN 978-5-91542-273-4.

 

Начиная с сентября 2017 года книгу можно бесплатно скачать в электронном виде: скачать (13,7 Мб)

Д. П. Руссу,
Огромное спасибо и низкий поклон автору книги. Прочитал с большим удовольствием! Написано легко, интересно и с юмором.
Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1883
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log