именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Капелльский очевидец

Год назад в издательстве «Береста» вышла книга Александра Алексеевича Мурина «Как очевидец». Эссеист со стажем, Александр Алексеевич собрал в этой книге статьи и рассказы разных лет о тех людях, с кем сводила его судьба за прожитые 75 лет. Две части книги напрямую относятся к Капелле — «Имена на фронтоне» и «Лики Певческой капеллы». Однако родство с Капеллой у автора настолько крепкое, что прорывается в рассказах и на другие темы.

Александр Алексеевич рассказывает о своём детстве военных лет, об эвакуации Капеллы в Горький и в Киров, куда он и его сестра попали вместе с мамой, руководителем хора Елизаветой Петровной Кудрявцевой. В Горьком Капелла оказалась эвакуирована вместе с Большим драматическим театром, и те и другие артисты по очереди «пасли» детей друг друга. В Кирове у детей Муриных появилась няня — наполовину парализованная женщина, потерявшая на фронте сына. С ней дети оставались, когда Елизавета Петровна уезжала с хором на выступления — порой и в длительные поездки. Та не только читала им сказки («читала так, что мы взаправду верили, что именно она и подсказала их Пушкину»), но и отдавала им свой паёк. Когда в 1944 году Капелла возвращалась в Ленинград, дети отказались уезжать без няни — так Анастасия Ивановна Ардашева оказалась вмести с ними в капелльской квартире, на Мойке, 20.

Мы узнаём, как в послевоенные годы артистам Капеллы выделили на окраине Ленинграда землю под грядки, чтоб они могли себя прокормить, и как они чуть не стали жертвами взрыва вражеской мины, оставшейся на этой территории.

В Капелле прошло детство не только Александра Алексеевича и его сестры, не только их мамы, Елизаветы Петровны Кудрявцевой и её брата Пети, но и дяди автора, Александра Григорьевича Мурина. Он выпустился из Капеллы в 1933 году. И мы узнаём из книги, что и в те годы, почти сто лет назад, капелльские мальчишки, как и сейчас, участвовали в оперных спектаклях — «Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама».

Александр Алексеевич рассказывает об артисте Николае Черкасове — он сыграл роль наставника нахимовцев в фильме «Счастливого плавания», для которого Хор мальчиков записал знаменитую песню Соловьёва-Седова — Марш нахимовцев. После выхода фильма хор часто исполнял эту песню в концертах, в этих же концертах участвовал в качестве чтеца и Н. К. Черкасов.

Певческие корпуса занимают «стратегическое» положение рядом с Дворцовой площадью, поэтому два раза в год, в дни майских и ноябрьских демонстраций милиция тщательно прочёсывала квартиры, следя, чтоб там не было никого посторонних. Отец Александра Алексеевича, не являвшийся служащим Капеллы и формально прописанный по другому адресу, вынужден был в такие часы прятаться в шкафу. Сыщики, вроде бы, не замечали его, но как выяснилось позже, их шеф кое-что знал.

Капелльская квартира, о которой идёт речь, до революции принадлежала управляющему Капеллой, Христофору Николаевичу Гроздову, а позже в одной из её комнат жила его дочь, Ольга Христофоровна — она работала в Капелле учительницей начальных классов и всю жизнь хранила страшную тайну, которую... Впрочем, об этой тайне лучше прочитать в книге.

Кое-что мы можем узнать в книге Александра Алексеевича и о другой капелльской квартире — из дальнего двора, что на Большой Конюшенной. Частыми гостями там были Г. А. Товстоногов и Н. П. Акимов, последний даже оставил на стенах рисунок углём — в своей знаменитой шаржевой манере.

Феерическая глава о преподавательнице фортепиано в послеблокадной капелльской школе по прозвищу Графиня — из воспоминаний В. Н. Дмитриевского — нашла продолжение и в книге Александра Алексеевича, где дама фигурирует под именем Ладья и неожиданно выплывает в рассказе о сыне Н. А. Римского-Корсакова, Владимире Николаевиче. А в полной загадок истории А. Н. Радищева автор повествует и о другой капелльской преподавательнице фортепиано — Э. Л. Каплан.

Александр Алексеевич переходит от одних имён к другим, запросто шагая из прошлого в будущее и обратно, причём время его повествования не ограничивается датой его рождения — он запросто перелистывает века и говорит о Бортнянском и Фёдоре Козлове, Львове и Палладии Богданове, Балакиреве и Гречанинове, Глинке и Бриттене. И обо всех — с поразительной достоверностью, «как очевидец»!

Сегодня, в день 76-летия Александра Алексеевича, мы хотим пожелать ему возможности стать участником ещё многих замечательных встреч и событий, о которых он мог бы затем рассказать нам — как очевидец.

Пётр Трубинов
28 декабря 2012

 

Мурин А. А. Как очевидец: статьи и рассказы разных лет.— СПб.: «Береста», 2011.— 352 с., илл.— ISBN 978-5-905225-31-4.

 

Начиная с сентября 2017 года книгу можно бесплатно скачать в электронном виде: скачать (10,9 Мб)

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1106
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log