именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / Авенир Михайлов / Обработки для смешанного хора

Авенир Васильевич Михайлов
Обработки для смешанного хора

Издательство «Композитор · Санкт-Петербург» выпустило сборник хоровых обработок выдающегося дирижёра Авенира Васильевича Михайлова (1914–1983), которые на протяжении нескольких десятилетий составляют непременную часть репертуара многих профессиональных и любительских хоровых коллективов. Русские народные песни, старинные романсы и песни народов мира приобрели в обработке Михайлова неповторимое звучание, подчёркивающее образность и колорит оригинала. Лишь малая часть обработок была опубликована, остальные сохранялись в рукописных партиях, передаваемых от исполнителя к исполнителю. Настоящее издание ликвидирует этот пробел, представляя собой наиболее полный сборник обработок А. В. Михайлова для смешанного хора a cappella. Издание подготовлено профессором С.-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и преподавателем Хорового училища им. М. И. Глинки — Татьяной Ивановной Хитровой. Её вступительную статью к сборнику приводим здесь полностью.

Судьба распорядилась оставить автографы Авенира Васильевича Михайлова в истории музыкальной культуры страны — «концерты Михайлова», «уроки Михайлова», «обработки Михайлова». О первых двух можно прочитать в сборнике «Весна в декабре», изданном в 2004 году к 90-летию со дня рождения выдающегося музыканта, в который вошли бесценные свидетельства каждого из авторов — его учеников, коллег, соратников — об одном из корифеев хорового исполнительства в XX веке в России (тогда — в Советском Союзе). Эти воспоминания в основном охватили последние 20 лет жизни Михайлова и работы его в Ленинградской консерватории, в меньшей степени — период работы на Ленинградском радио, в Кировском (Мариинском) театре, военные годы.

Биография А. В. Михайлова пока не написана. Дело это непростое по разным причинам, главные из которых — давность событий, до минимума сократившийся круг живых свидетелей и современников доконсерваторского периода (до 1961 года). И, конечно, всегда тормозящее «более желаем, хотим и говорим, чем делаем». А пока воспользуемся его автобиографией, составленной в 1977 году по случаю, нам, ученикам, неизвестному. Это —своего рода канва, краткая статистика жизни, исполненной не тления, но горения.

«Я, Михайлов Авенир Васильевич, родился в гор. Ленинграде 2 декабря 1914 года в семье служащего-музыканта. С 1921 по 1929 год учился в школе.

Одновременно с 1922 по 1927 год занимался в музыкальной школе по классу рояля. В 1929 году поступил и в 1932 году окончил фабрично-заводское училище. С 1932 по 1934 год работал на фабрике «Гознак» в качестве рабочего-каландровщика. В 1934 году поступил на рабочий факультет при Ленинградской консерватории. В 1935 году по окончании рабфака был принят на дирижёрcко-хоровой факультет Ленинградской консерватории.

В 1940 году окончил консерваторию (по 3 факультетам), получив специальности дирижёра хора, дирижёра оркестра народных инструментов и артиста оркестра.

Одновременно с учебой с 1936 по 1940 год работал в Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова в качестве артиста оркестра.

В 1940 году был приглашен на работу в Ленинградскую академическую капеллу им. М. И. Глинки на должность хормейстера, где прослужил до 22 июня 1941 года.

С 1940 по 1950 год работал в ансамбле песни и танца пограничных войск МВД Ленинградского округа в качестве художественного руководителя.

Одновременно с 1943 по 1953 год работал на Ленинградском радио в качестве художественного руководителя и дирижёра хора и оркестра им. В. В. Андреева.

В 1950 году был приглашён на должность главного хормейстера Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова.

Одновременно с 1953 года преподавал в Ленинградской консерватории на дирижёрском факультете.

В 1961 году перешёл на педагогическую работу в Ленинградскую консерваторию. С 1962 года по настоящее время заведую кафедрой хорового дирижирования Ленинградской консерватории.

С 1954 года по настоящее время руковожу хором студентов дирижёрского факультета консерватории. Продолжаю активную концертную деятельность на Ленинградском радио и в качестве художественного руководителя и дирижёра хора студентов Ленинградской консерватории.

По поручению Управления культуры Ленгорисполкома с 1972 по 1974 год временно, по совместительству, работал в должности художественного руководителя и главного дирижёра Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1957 года мне присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Решением Высшей аттестационной комиссии от 15 ноября 1968 года утверждён в учёном звании профессора.

Член КПСС с 1943 года, партбилет № 10284297.

Общественная работа:

Коммунист-воспитатель курса;

Член партбюро дирижёрского факультета;

Член Президиума Ленинградского хорового общества«.

Хором студентов и кафедрой хорового дирижирования Ленинградской консерватории Авенир Васильевич руководил до тяжёлой болезни, настигшей его в 1981-м. 5 декабря 1983 года его не стало.

Что касается дирижёрского исполнительства А. В. Михайлова, то живое звучание его души давно уже стало частью Космоса, и нам осталась лишь малая толика аудиозаписей в фондах радиовещания города на Неве и Ленинградской консерватории. Это записи с Оркестром народных инструментов им. В. В. Андреева, с солистами (среди них: солисты Кировского театра С. Преображенская, И. Алексеев, Б. Штоколов, Л. Филатова; солисты Михайловского театра С. Шапошников, М. Довенман; тогда ещё студентки консерватории И. Богачёва, Е. Образцова), с вокальными ансамблями.

С хором студентов и оркестром консерватории записаны два концерта — Месса G-dur Ф. Шуберта (запись хранится в архиве консерватории) и Десять поэм Д. Д. Шостаковича на стихи революционных поэтов (они исполнялись на одном из концертов, посвященных дню рождения композитора, — 25 сентября 1966 года в концертном зале у Финляндского вокзала).

Авенир Васильевич Михайлов относился к той редкой категории музыкантов, которые не озабочены саморекламой, привлечением к своей личности внимания всевозможных информационных каналов и средств пропаганды. Как-то не до того ему было...

Михайлов как Учитель своим духовным богатством, художественными принципами растворился по-разному в учениках своего класса, в каждом студенте хорового класса из поколений 1960–1970-х годов , получавших творческую «инъекцию» на протяжении пяти лет обучения в консерватории.

К счастью, остались обработки А. В. Михайлова для смешанного, женского, мужского хора, являющие собой воплощённый опыт постижения русской души, достойную огранку бесценного сокровища земли русской — её песен.

К тому же кладезю обращался в своём творчестве современник и коллега Михайлова — профессор Олег Павлович Коловский, обожаемый всеми студентами консерватории, особенно тех факультетов и отделений, на которых он преподавал. Он вёл полифонию, анализ музыкальных форм, аранжировку — и всё блистательно! Долг хоровиков, воспитанных Коловским, — словом и звуком, воспоминаниями и исполнением его обработок, стоящих в одном ряду с обработками А. В. Михайлова, сохранить для последующих поколений творческий портрет уникального педагога и музыканта¹).


¹) Издательством «Композитор • Санкт-Петербург» выпущено в свет наиболее полное собрание обработок и переложений О. П. Коловского для хора (см.: Коловский О. П. Хоровые обработки и переложения: учеб. пособие по хоровому дирижированию для ср. и высш. муз. учеб. заведений / сост. И. В. Роганова, А. Б. Павлов-Арбенин. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017).

Благодаря Олегу Павловичу, когда он занимал пост главного редактора Ленинградского отделения издательства «Музыка», были изданы несколько обработок А. В. Михайлова — в разных сборниках и в разное время. Их исполнение студенческим хором консерватории Коловский всегда считал непревзойдённым образцом мастерства и почитал за честь отдать в руки Авенира Васильевича свои творения. Оживая в звучании хора, которым руководил Михайлов, они становились шедеврами.

Эти два уникальных человека не соперничали. Их внутренний взор был прикован к одной путеводной звезде — народной песне, интерпретация которой в воображении истинного художника не имеет пределов, если он любит свою землю, свой народ.

Для А. В. Михайлова в самой песне должна была обнаруживаться «изюминка»: или интонационная, или ритмическая, или обе вместе. А ещё важнее — слово. Роль слова в лепке художественного образа на этапе сочинительства или разучивания — поистине значительная, порой решающая. Оно буквально взрывало фантазию Михайлова-художника, заставляло вчувствоваться в запечатлённые в нём те или иные оттенки «загадочной русской души». Главным в подходе к обработке было, с одной стороны, сохранение стилевых и жанровых признаков народной песни, с другой — насыщение психологизмом. Через слово осуществлялся выход на Бог весть где живущую интуицию, дававшую «добро» той или иной находке, — будь то мужской или женский голос, краской и тембром которого только и можно вылепить нужный интонационный портрет или его детали; будь то ритм, фактура, динамика, наиболее способные выразить то ли щемящую тоску, тихо поселившуюся в глубине души или выплёскивающуюся наружу с драматическим надрывом, то ли полнокровную радость бытия земного человека, всполохи чувств высокого накала.

Средства музыкальной выразительности тщательно отбирались, отвечая одному главному принципу в создании художественного образа — драматическому: хочешь показать «белое» — сопоставь с «чёрным». А. В. Михайлов прекрасно понимал цену этого двуединства. Потому бóльшая часть его обработок — это музыкально-драматические «спектакли», многоплановые психологические портреты.

Творческие принципы и методы К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина, которые исповедовал Михайлов, отзывались в душе великого мастера, он шёл той же дорогой в творчестве — дорогой художественной правды. Самобытность Михайлова-художника не только запечатлевался в нотной записи, но и продолжалась в живом звучании под его управлением на репетициях и концертах и с хором, и с оркестром.

Трудно представить не знавшим и не видевшим Авенира Васильевича, до какой степени откровения он распахивал душу свою и своих героев —девчат и парней, «красавиц» и «милых дружков». Мы, одногодки тех, о ком пели, ими и становились. Горели глаза, трепетали сердца, пылали лица! Вот в чём было чудо Михайлова! Он сам становился актёром, театром в одном лице. Хормейстерские задачи, обычно выполняемые долго и занудно в практике хоровых коллективов (не всех, конечно), у А. В. Михайлова решались на ходу, да так, что казалось: трудностей интонационных, ритмических, вокальных не существует. Думали о живом — оживали и средства... не сразу, естественно! Путь к высотам труден.

И ещё одно обстоятельство: через обработки А. В. Михайлова нам открывался безбрежный мир души русского народа; мы изучали, познавали себя как часть великой нации.

На репетициях А. В. Михайлов продолжался как художник в материале певческого голоса и слова. Краска и оттенки гласных звуков отталкивались от смысла слов, влиявшего и на согласные звуки — своеобразные скрепы на пути звуковысотных нервных токов. К примеру, согласные звуки «п» и «р» в одном случае были энергетически упругими, спрессованными, взрывными; темп и динамика тоже «работали» в заданном направлении: «Полно, полно, вам, ребята, чужо пиво пи-ити, не пора ли вам, ребята, свово наварити...»; а гласные — будто вырывались из тисков. В другом — «В полном разгаре страда деревенская...» — эти же согласные произносились, по выражению Авенира Васильевича, «липко», исходили тоской, мýкой, не говоря уже о гласных звуках — пронзительных, выворачивающих душу.

Как звучал и говорил хоровой инструмент в руках А. В. Михайлова — этого, увы, уже не услышать... Такое не повторяется.

Если говорить о динамике, то ничего не говорящие формальные обозначения f, ff, ppp и т. д. были заменены понятными каждому метафорами, эпитетами, метко бьющими глаголами. Звучание вызывалось или ретушировалось по ходу репетиции, зачастую не прерываясь остановками. Вбрасывание единственно точного словесного образа — «затаённо», «пронзительно ослеплённо», «лáпотно», «синхрофазотронно» (что это такое, никто не знал, но получалось!), «радугой взвиться», «медово»... — незамедлительно сказывалось в исполнении хора. Точный посыл слова, движение руки Мастера рождали адекватную отдачу.

А. В. Михайлов, как музыкант-драматург, хормейстер, увидевший новые, ценные для создания образа возможности главных созидательных средств выразительности — музыкальных и речевых звуков, —шагнул в неведомое. «Открылась бездна, звезд полна...» Авенир Васильевич стал частичкой Космоса — искусства творить вечное.

Татьяна Хитрова

 

Издание можно приобрести на сайте издательства, а также в музыкальных магазинах С.-Петербурга.

 

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1255
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log