Петь арию, делая кульбит
Двенадцатилетний Николай Ирви 17 и 18 апреля выйдет на сцену Мариинки вместе со звёздами театра в премьере оперы Бриттена «Поворот винта». Дирижировать будет Валерий Гергиев.
Дети, воспитанники Хорового или Хореографического училищ, участвуют в спектаклях нередко, но или в массовке, или в маленьких ролях. У Николая особый случай — он исполнит одну из самых трудных и объёмных детских партий мирового оперного репертуара, мальчика по имени Майлз.
Обычный, хулиганистый
— Как получилось, что выбор пал именно на тебя?
— У нас в Училище была репетиция, потом Владимир Евгеньевич, наш хоровик, дал мне партитуру: «Посмотри, начинай учить, а дальше увидим». Несколько недель я учил, потом одному мальчику тоже дали, и мы вместе стали заниматься. А когда начались сценические репетиции, тому мальчику сказали, что он не подходит на роль.
— Опера идёт на английском языке, это трудно?
— Я с детского сада занимаюсь английским, в первом классе учился в английской школе, и сейчас в Училище у нас тоже хорошо преподают. В партии есть слова, которые я знаю, они часто употребляются в разговорной речи, в фильмах. Многие, конечно, не знал, но мне помогли — приехал английский консультант ставить правильное произношение. Оказалось, что то, чему меня учили все эти долгие годы, неправильно, произношение совершенно иное.
— А режиссёра Дэвида Маквикара ты понимаешь?
— Кое-что понимаю, но есть переводчик. И режиссёр больше показывает движения, чем говорит.
— Когда поёшь в движении, не боишься запыхаться?
— Мы с Флорой (партию второй юной героини поёт студентка Консерватории Екатерина Реймхо. — Е. П.) много бегаем, прыгаем, даже приходится делать кульбиты под кроватью, переворачиваться и одновременно петь. Но есть возможность перевести дух.
— А что за мальчик Майлз?
— Обычный хулиганистый, но жизнь у него не очень счастливая. Родители умерли, а по ночам к нему является призрак лакея Квинта. Квинт пытается из примерного мальчика сделать Майлза таким, каким он сам был в детстве, и Майлз становится немного плохим: рвёт цветы, достаёт взрослых. В конце он умирает. Невесёлая история.
— На репетициях взрослые певцы тебе помогают?
— Конечно. И мне даже как-то странно, потому что они мной восхищаются, что я, такой маленький, так хорошо играю. Но бывают моменты, когда засуетишься — слишком много движений и слов, тогда можешь что-то забыть, но всё равно выкручиваешься. На сцене главное — не зажиматься.
— Сильно волнуешься?
— Был момент сильного волнения, когда нас было двое претендентов. Такой шанс не каждый день случается, что тебя берут в оперу. Я знаю партию наизусть, но всё равно волнуюсь из-за того, что все на меня полагаются. Мне даже сон приснился: выхожу на сцену, а там прожектора светят, и не видно, что в зале. А потом свет погас, и я проснулся. Сначала мне этот сон нравился, но конец какой-то внезапный, странный.
— Что для тебя самое трудное в этой партии?
— Самое трудное — это привыкнуть к оркестру, потому что мы репетируем с фортепиано, а в оркестре совершенно иной звук.
— В театре ты себя чувствуешь своим человеком?
— Мне ещё кажется, что я здесь чужой, не хочется попадаться на глаза взрослых певцов или дирижёров, а таких тут очень много. Валерия Абисаловича я ещё не видел, он пока не приехал.
Всё-таки ещё ребенок
— Кроме театра у тебя ещё учеба, репетиции и концерты хора Училища, отдыхать успеваешь?
— В воскресенье несколько часов есть. Хочется побыть одному, посидеть на диване, погладить кошку.
— Компьютером увлекаешься?
— Когда рефераты надо делать, пользуюсь. Иногда хочется поиграть, всё-таки ещё ребёнок. И бассейн люблю, поплескаться, расслабиться.
— За участие в спектакле полагается гонорар. На что потратишь деньги?
— Пока что я их оставлю, чтобы не растратить быстро, потом посмотрю, что такое хорошее купить, чтобы не только мне хорошо было, но и всей семье.
— Думал, кем хочешь стать?
— Точно не дирижёром! Я в Училище смотрю, как старшие мальчики перед зеркалом тренируются, руки всё время в напряжении. Мне больше всего хочется петь.
Елена ПЕТРОВА
Перепечатано с: Петь арию, делая кульбит // АиФ Петербург.— 2006, 12 апреля, № 15 (660). [251]
.