именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / Римский-Корсаков / Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке

Значение Н. А. Римского-Корсакова
в русской церковной музыке

Роль Римского-Корсакова в движении русской церковной музыки была настолько выдающаяся, что определить её значение возможно было не только после кончины его, но и при жизни его. Роль эта уже давно сыграна, т. к. почти четверть века назад Римский-Корсаков удалился с арены деятелей церковной музыки. Двадцать второго мая 1906 г. он писал мне: «Будучи сам уже много лет вполне отставным духовным сочинителем и находясь таким образом совершенно вне современных течений в русской духовной музыке и даже почти не следя за ними»… Следовательно, эти слова предоставляют полное право относиться к его деятельности в области церковной музыки как к отошедшей на горизонт исторического обзора.

Для справедливой оценки значения Римского-Корсакова в русской церковной музыке следует припомнить факт, что в период времени от Бортнянского до Чайковского и Римского-Корсакова ни единый настоящий композитор не брал в руки пера, чтобы послужить на пользу религиозной музыке. Этот траурный период можно охарактеризовать вполне точно наименованием — монополиею на композиторство директоров Придворной капеллы. В этом периоде печатались духовно-музыкальные сочинения только гг. директоров капеллы или неопасных для их славы конкурентов из регентов-перелагателей: Турчанинова, Ломакина, Воротникова и прочих подбирателей аккордов к искажённым мелодиям. Директор капеллы генерал Львов запретил Глинке печатать его «Херувимскую песнь» и гений должен был уступить насильно. Директор капеллы гофмейстер Бахметьев, отстаивая право своей монополии, запретил Чайковскому печатать его литургию, но Чайковский не уступил силе и, опрокинув жертвенник монополии, разбил кумир капеллы, сняв покров с самозванных композиторов.

По иронии судьбы, к жертвеннику этому был приставлен и кто же — славный композитор Римский-Корсаков. Жрецом жертвенника, охранителем монополии и насилия над композитором предстояло сделаться благороднейшему гражданину, автору «Веча» в Псковитянке. Взгляд Римского-Корсакова на монополию вполне обрисован, в письме его ко мне, следующими словами: «Я всегда остаюсь склонным восставать против какой-либо цензуры и в том числе против духовно-музыкальной». И это было казано не для красного словца. Когда был поднят вопрос о цензуре нот со словами духовного содержания, установленной тайно духовным ведомством, то Римский-Корсаков подписался одним из первых под протестом, поданным композиторами в Св. Правит. Синод. Как только Римский-Корсаков был назначен в 1883 году помощником управляющего придворной капеллы, с того дня цензура нот, предназначенная к употреблению в церквах, превратилась в одну формальность для исполнения неотменённого закона, чем и воспользовалось впоследствии духовное ведомство, организовав тайную вне закона цензуру на ноты.

Вступив в должность помощника управляющего капеллы, Римский-Корсаков тотчас же устроил регентские классы по составленной им программе и взял на себя преподавание гармонии и контрапункта. Без сомнения, что Римский-Корсаков сознавал крайнюю необходимость подъёма музыкального образования регентов, которые во весь мрачный период монополии, от Бортнянского до Чайковского, являлись в роли композиторов, малограмотные запрещённые сочинения коих распространялись по России в рукописях. Но не в характере Римского-Корсакова было предъявлять только требования к другим; он тотчас же и сам взялся за дело и начал пробовать свои силы в сочинениях церковной музыки. В то время, в 1883 г., до теоретических трудов С. В. Смоленского, для сочинения русской церковной музыки, как показали попытки Глинки и Чайковского, имелось весьма мало данных. Не было теоретических основ, не было и готовых примеров, созданных гениями, не было спроса церковной музыки ругой конструкции, и характера, и, наконец, что самое главное, не было и у композиторов светской музыки той любви и проникновения к церковной музыке, которые воспламеняя вдохновение, творят иногда чудеса, создают из малого великое. Для церковной музыки у автора «Снегурочки» также не имелось налицо вышеперечисленных данных, и композитору оставалось, для приведения в исполнение его благих намерений, воспользоваться лишь традициями, хранившимися в архивах Придворной капеллы. В изданных в 1884 г. придворною капеллою восьми номерах из литургии Св. Иоанна Златоустого сочинения Римского-Корсакова можно усмотреть намерение автора исправить крайности, проявленные в сочинениях гг. директоров капеллы: превышение красоты звуков над внутренним содержанием в соч. Бортнянского; фальшивая аффектация мелодраматического пошиба в соч. Львова и бесцельное нагромождение гармонических эффектов и диссонирующих аккордов с задержаниями в соч. Бахметьева. Сочинения Римского-Корсакова из Литургии не заключают никакого интереса новизны мысли или стиля, красоты мелодии и гармонии, или захватывающего настроения. Напротив того, сочинения его, составляющие вторую серию, издания 1886 г.: «Херувимская песнь, дьячковского напева», «Да молчит всякая плоть», «Причастный стих», «Се жених грядет», «Чертог Твой», «На реках Вавилонских» и «Тебе Бога хвалим», имеют громадное значение, т. к. положили основу современному направлению церковной музыки. Все сочинения этой серии написаны на мелодии, заимствованные из нотных церковных книг, преимущественно Киевского роспева. В них введена обычная старинная музыкальная форма, запевы, исполняемые канонархом или головщиком, присоединение прочих голосов контрапунктически постепенно, или подхватом массою. Отдельные партии прерываются, либо хоровою массою, либо пением одним голосом, solo. Различные степени сгущения и наслоения голосовых красок сообщают этим церковным песням колорит чисто русского народного хора. В особенности подчёркивается характер массового простецкого народного пения параллелизмом голосов, не допускаемым теорией европейской музыки, иногда чересчур грубыми и некрасивыми ходами, терциями в басовом голосе. Встречаются каденции в унисон, даже предшествуемые квинтами из минорного аккорда, т. е. аккордом с выпущенною минорною терциею. Деление на такты отсутствует, вертикальные черты разделают церковную песню лишь на строки, показанные в церковных книгах. Во всех этих соч. Римского-Корсакова отмечены внешние особенности и формы русского церковного пения, ещё сохранившиеся от древних времён, по преданию в пении деревенских дьячков, усердствующих любителей из простого народа, и в монастырях, куда еще не проникала цивилизация регентских композиций. Что же касается до внутренних особенностей конструкции мелодии русских церковных роспевов, их симметрий и симфоний, то к сожалению, они остались совершенно невыясненными композитором. Не выяснил он также и особенности гармонизации русской церковной песни, развод роспева на подголоски, почему в работах его встречаются часто досадливые аккорды и проходящие тоны, совершенно чуждые русскому церковному звукоряду и несоответствующие значению тонов в данном согласии.

Все вышеуказанные особенности, наблюдаемые в произведениях Римского-Корсакова, как положительные, так и отрицательные, повторяются в сочинениях современных композиторов церковной музыки и послужили им символом. Существует мнение, будто современное направление композиторов духовной музыки новой школы, русской, создалось в Московском Синодальном училище. В этом мнении справедливо лишь то, что С. В. Смоленский, в бытность его директором Московского Синодального училища, воспитывал своих учеников на соч. Чайковского и Римского-Корсакова и, конечно, указывал им на те особенности, которые должны лечь в основание будущего направления русской церковной музыки. Правдивее сделать заключение, что Римский-Корсаков передал своим непосредственным ученикам: Аренскому, Ипполитову-Иванову, Панченко, Гречанинову, Лядову, Черепнину и другим, как стиль своего письма, так и убеждение в полезности работать для религиозной музыки в новом направлении.

То немногое, что написано Римским-Корсаковым для церковной музыки, имеет громадное значение в истории. Он сказал новое слово и указал новое направление, и на авторитетное слово художника откликнулось творчество его учеников и последователей. Он бросил здоровое зерно на родную плодоносную почву, и над могилою художника зазеленеет сочная нива, заблагоухают вешние дни пробуждающегося расцвета русской церковной музыки.

Имена Чайковского и Римского-Корсакова, быть может, переживут на клиросах музыкальную их славу в концертных залах и театрах. Оба они, почти в одно время, пробудили церковную музыку в России от полустолетнего летаргического сна, навеянного не волшебною палочкою Черномора, кулаками директоров капеллы, оба они были противниками цензурного гнёта, оба, примером своим, вызвали к деятельности в области церковной музыки большинство русских композиторов, оба подняли в глазах общества уважение и интерес к церковной музыке, оба указали этому божественному искусству новое направление, но отношение их к этому искусству и последствия, вытекающие из такого отношения, были различны, на чём следует остановиться, более подробно в более обширной статье.

Н. Компанейский

Перепечатано с: Компанейский Н. Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке // Русская музыкальная газета.— 1908, 28 сентября, № 39-40.— С. 837–842. [76]

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
973
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log