именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Разное / Под Капеллу копают…

Под Капеллу копают…

В Академическую капеллу Санкт-Петербурга так просто не попасть: перед входом — огромный котлован, ремонтируют Певческий мост через Мойку. Да и в самом здании — явные признаки затянувшегося ремонта, вынудившего знаменитый хор и оркестр вот уже два года скитаться. Затянулась эта «музыкальная пауза» по вине соседей, втиснувших в исторический квартал гостиницу-новодел. В результате уже отреставрированный к 300-летию города великолепный зал Капеллы пошёл трещинами. Но всё же, по заверению её директора Евгения Колчина, нынешней осенью откроется очередной сезон. Гораздо больше музыкальную общественность волнуют слухи о грядущих переменах в структуре и руководстве Капеллы.

«Копают» под Владислава Чернушенко, художественного руководителя Капеллы, который возглавляет её уже 30 лет и вернул ей мировую славу. Предлагается оставить за ним работу с хором, а общее художественное руководство доверить другому человеку. Как заметил Андрей Петров после встречи с председателем городского комитета по культуре Надеждой Кущенковой, «какой в этом смысл — непонятно». Наверное, чтобы было чем ещё руководить, хотят создать под эгидой Капеллы монстра из нескольких концертных организаций города, достигших разных степеней успешности. Не думая о том, что такое «уплотнение» даст трещины пострашнее строительных.

В нынешнем руководстве Капеллы представлены реалист и максималист. Колчин добился того, что строители гостиницы признали свою вину и компенсировали причинённый Капелле урон, сумел развернуть музыкальную жизнь в отреставрированных дворах Капеллы. Директор категорически против смещения Чернушенко. Он резонно полагает, что любая перестройка должна быть художественно целесообразной и этически безупречной. По уставу Капеллы, худрука назначает именно директор, так было и 30 лет назад, когда Чернушенко занял свой пост. Значит — убрать Колчина… За год он выдержал десяток проверок, отделался всего лишь выговором. Когда ему открытым текстом предложили написать заявление об уходе — отказался.

Чернушенко не может смириться с тем, что бывшая Придворная певческая капелла низведена до уровня муниципального учреждения, финансируемого из городского бюджета. Он бьётся за то, чтобы вернуть ей дореволюционный статус, когда она была атрибутом Российского государства, по сути, российской певческой академией — хор, оркестр, органично связанные с ними школа, университетская «надстройка», научный отдел, издательство и регентские классы, — призванной изучать, сохранять и умножать национальные традиции. Предложение на этот счёт уже направлено президенту России.

Тем временем к Чернушенко подходят потенциальные назначенцы комитета по культуре с вопросами типа: «Как бы вы отнеслись к тому, что вам придётся со мной работать?» Вследствие подобного «зондажа» мэтр угодил в больницу.

Перед нами характерное для новейшей России явление — административный зуд. Нынешние бюрократы непременно должны затеять какую-нибудь реконструкцию, чтобы оправдать своё существование. Примеры тому видим и на верхних этажах власти, и пониже. Впрочем, по мнению искушённых наблюдателей, в случае с Капеллой всё проще: кому-то очень приглянулся имущественный комплекс в самом сердце Петербурга. Поистине лакомый кусочек! Речь не о банальной приватизации. Просто надо проникнуть в Капелллу изнутри, поставить нужных управленцев, а потом…

Как сказал «ЛГ» по телефону из больницы Владислав Чернушенко, «людям, которые сами ничего не смогли создать, хочется отнять то, что создано другими, присвоить и поделить». И с горечью добавил: «Я понимаю, в какое время живу. Помню, как снимали Васильева, Светланова… Поэтому не удивлюсь, если, придя на работу, увижу в своём кабинете другого человека…»

Капелла — старейшее музыкальное учреждение страны, ровесница и символ Санкт-Петербурга (28 прибывших с Петром I государевых певчих сопровождали пением закладку первого камня города), сохраняет духовную ценность, блестящую репутацию и поныне. Вот и спрашивается: не могли бы ретивые администраторы утолять свой неуёмный зуд на менее значимом для Петербурга и российской культуры объекте? Который не так жалко? Но им, наверное, не интересно…

Аркадий Соснов

Перепечатано с Соснов Аркадий. Под Капеллу копают… // Литературная газета.— 2004, 28 апреля, № 17. [162]

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
401
Предложения спонсоров «Капелланина»: Обращайтесь сюда если ищите угловой диван от производителя. Цены отличные!
debug info error log