Валерий Всеволодович Успенский — выпускник 1956 г.
Поступил в Хоровое училище в 1946 году. Окончил в 1956 году по классу дирижирования преподавателя Попова Ивана Ивановича, по классу фортепиано преподавателя Каплан Эллы Лазаревны. В этом же году поступил в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1961 году по классу профессора Кудрявцевой Елизаветы Петровны.
По окончании консерватории был направлен на работу главным хормейстером Театра оперы и балета Бурятской АССР в город Улан-Удэ.
С 1963 по 1968 год работал старшим преподавателем кафедры хорового дирижирования Ленинградского института культуры.
С 1968 по 1972 год — заведующий кафедрой хорового дирижирования, с 1972 по 1975 г. проректор по учебной и научной работе, с 1975 по 1981 г. ректор Хабаровского государственного института культуры.
С сентября 1981 года проректор по учебной работе Ленгосконсерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?
Хоровое училище определило цель моей жизни, связав её со служением хоровому искусству, развитию отечественной хоровой культуры. Познав в детские годы богатство хоровой звучности, впитав опыт мастеров хорового дела — наших учителей, наставников, я до настоящего времени сверяю свою жизнь, свою деятельность, как с камертоном,— атмосферой высокого творческого начала, царящей в те послевоенные годы в нашем хоровом училище. Ушли из памяти трудности и невзгоды, тернистый путь неустроенности и типично школьных, мальчишеских «неприятностей», но зато крепки в памяти добрые и требовательные глаза Палладия Андреевича, внешняя суровость и недоступность Георгия Александровича, концерты, концерты и каждый день открытие — Е. А. Мравинский, «Песнь о лесах», Дмитрий Шостакович, Зара Долуханова, запись на «Ленфильме» «Счастливого плавания» (к/ф), поездки в Москву, Киев, выступление в Филармонии, Капелле, в Смольном и т. д. И ещё. Хоровое училище посвятило нас всех в особое и потому «великое» хоровое братство. Нет ни в одной специальности такого единения, нет ни в одном учебном заведении такого родства, определяющего взаимоотношения на всю жизнь для каждого из нас. Это неповторимое узнавание друг друга, неуставной долг чести и честности по отношению друг к другу, единая цель — служение и преданность хоровому делу объединяет нас и придает нашему братству особую атмосферу.
2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?
Запомнилось все, что имело хоть малейшее отношение к творчеству. Первое вхождение в «большой» хор мальчиков — первая и на всю жизнь незабываемая встреча с Палладием Андреевичем Богдановым, первые концерты — вхождение в загадочный, пугающий мир сцены. Встреча со взрослым хором Капеллы, строгая, молнии подобным царским взором, Елизавета Петровна, само величие и божество, с удивительно мягкой ладонью и внутренней теплотой — Георгий Александрович Дмитревский. Добрый и тихий Василий Михайлович Зайцев, экспрессивная Мария Владимировна Брусиловская, бескомпромиссный и требовательный хранитель «кунсткамеры» Александр Александрович Патрикеев, удивительно молодой, блестящий концертмейстер-хормейстер Фёдор Михайлович Козлов. Первые этапы становления профессиональной принадлежности: групповое дирижирование в классе Владимира Константиновича Баранова, первые индивидуальные занятия по дирижированию. Серьезные разговоры о музыке, о хоровом искусстве, о технике дирижирования в классе у Ивана Ивановича Попова. Первые «цыплячьи» выходы, но уже с ощущением своей значительности, на однородный мужской хор. Первый твой концерт, к сожалению, и последний в своем училище, выпускной государственный экзамен на сцене прославленного зала Академической капеллы.
Сегодня мне кажется, что учителя нашего училища по общеобразовательным предметам вели свои занятия с нами, невольно приближая их к миру музыки, искусства, а имена, фамилии и отчества учителей звучат для нас как музыка.
«Красочная география» Иосифа Антоновича Лозинского, математические азы мелкой арифметической техники Алексея Алексеевича Соколова, звучная, звонкая история Фёдора Антоновича Логунова, степенно льющаяся русская литература Ивана Максимовича Романова, полифоническая строгость и академическая гармоничность математики Исайя Борисовича Кипниса, тембристость звучания немецкого языка Антонины Ивановны Титовой, ритмическая организация, с маркатирующей атакой физвоспитания и военного дела Бориса Пименовича Баранникова. И над всем этим удивительная музыкальность, с особым настроением скрипа шагов Роберта Игнатьевича Савейко.
Вспоминая теперь годы совместной жизни и учебы в училище, мы невольно находим порой сходность с атмосферой, описанной в «Очерках бурсы». И если наши поступки, наши «развлечения», наши похождения соответствуют событиям в указанных очерках, то уж совсем противоположны и никак не сходны образы наших УЧИТЕЛЕЙ. Несмотря на необходимую строгость, проявляемую к нам, подвергая нас законному «наказанию», каждый из взрослых, кто был рядом с нами, относились к нам с человеческим чувством теплоты, заботы, и отеческой любви. Кто не обладал этим качеством, работать в училище не мог.
Особая страница в моей жизни — пребывание до 7 класса в интернате. Наверно, это не лучшая форма воспитания детей, вдали от дома, без индивидуальной родительской ласки, общая спальня (в первые годы) в зале, где теперь проводятся хоровые занятия, единая форма одежды, хождение парами на обед, в баню и на прогулку и т. д. И вместе с тем, как много дал нам интернат: воспитал нас, закалил, дал понять нам главное — что значит жить общими интересами, научил нас подчинять личное общественному, научил нас жить. Доброта наших воспитателей: Риты Антоновны (заведующей), Алексея Алексеевича, Ивана Максимовича, Антонины Ивановны и многих других, восполняла нам родительскую ласку, заботу и любовь.
Вечно незабываемы мои друзья-одноклассники. От первого класса к десятому наш класс пришёл в половинном составе, и кто выдержал это первое испытание на зрелость, остался навсегда в нашей памяти, в нашем «я». Сегодня, к великому сожалению, нет среди нас Володи Буюма, Саши Горковенко, удивительных ребят, прекрасных музыкантов, безвременно ушедших из жизни. И тем острее мы дорожим друг другом, твёрдо уверены в том, что в любую трудную минуту друзья-одноклассники будут рядом. Саша Корюхин, Яша Фруктман-Дубравин, Володя Атлантов, Лёня Юшаков, Володя Московкин, Юра Пучков, Олег Соколов, Миша Гвоздев, Дима Николаев, Володя Тупикин — для каждого из нас опора, поддержка и надежда.
3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?
История нашего училища, так же, как и история Академической капеллы,— это история нашей отечественной хоровой культуры, памятник и достояние нашего народа. Здесь начиналось хоровое и музыкальное искусство России, здесь оно продолжается и здесь оно должно продолжаться. И как любая история, ценность её и непрерывность развития заключается в особо бережном сохранении традиций, преемственности, только на основе которых возможно дальнейшее продолжение и развитие.
Все мы, начиная от сегодняшних «первоклашек» и включая маститых корифеев-выпускников Хорового училища, ответственны за это перед историей, перед Отечеством нашим, перед нашим народом. В этом состоит смысл главного пожелания сегодняшнему Хоровому училищу и его будущему.
Высокий тон творческой атмосферы, в основе которой должен быть, в первую очередь, исполнительский уровень хора мальчиков, бескорыстная преданность хоровому искусству, незыблемость основ хорового братства, преумножение славных традиций воспитания хоровых дирижёров — залог нашего движения.
И пусть больше штормит в творческом океане Училища. Каждая новая волна обязательно вынесет на гребень крупицу золотого дарования из глубин и недр неиссякаемого родника народных талантов.
Валерий Успенский (вып. 1956)
Андрей Александрович Петренко — выпускник 1973 г.
1973 г.— окончил Хоровое училище по классу дирижирования у Ф. М. Козлова, по ф-но — у А. Г. Новиковой.
1978 г.— окончил дирижёрско-хоровой факультет Ленинградской государственной консерватории по классу Е. П. Кудрявцевой.
1978–79 — служба в рядах СА.
С 1981 г.— дирижёр театра Музкомедии.
В 1983 году окончил дирижёрско-симфонический факультет по классу профессора И. А. Мусина.
Петренко А. окончил Училище в 1973 г.
Андрей был тихим, скромным учеником, и в младших классах из-за своей стеснительности не мог проявить себя. Но уже к 5 классу начал проявлять в исполнении активность и музыкальность, а в дальнейшем его отличная работоспособность помогла ему быстро осваивать произведения, появилась инициативность.
Он неоднократно выступал в ответственных концертах в Капелле и Малом зале Филармонии. С ним было приятно и легко работать, т. к. он понимал меня с полуслова.
1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?
Училище — родной дом, который часто вспоминаю с теплотой и грустью оттого, что безвозвратно ушло детство, замечательные, добрые педагоги, настоящее мальчишеское товарищество. Без училища своей жизни не представляю. Спасибо за всё.
2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?
Незабываемое впечатление оставило первое выступление в Хоре мальчиков — полный зал, ослепительный свет, Фёдор Михайлович Козлов и... музыка.
3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?
Желаю училищу скорейшего возвращения в родные стены.
Андрей Петренко (вып. 1973)