именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / Людмила Юрьевна Столповских / (Воспоминания В. А. Пчёлкина)

Людмила Юрьевна Столповских


1991

Людмила Юрьевна Столповских пришла в Хоровое училище имени М. И. Глинки в июле 1989 года вместе со своим мужем — Владимиром Васильевичем Столповских, который возглавил хор мальчиков после Фёдора Михайловича Козлова. Для знакомства новых руководителей с хором было принято решение выехать на III смену в загородный лагерь, где мальчикам предстояло овладеть новым репертуаром и привыкнуть к новому методу работы. Людмила Юрьевна исполняла обязанности хормейстера и тем летом на её работу мало кто обращал внимание, так как все взгляды были устремлены на нового художественного руководителя.

В сентябре этого же года Людмила Юрьевна полностью взяла в свои руки хор 1 класса Хорового училища, который до этого много лет возглавлял признанный корифей своего дела Дмитрий Николаевич Ардентов. Одновременно она продолжала работать в должности хормейстера концертного хора, сменив на этом посту Елену Ивановну Зыкову. В её обязанности входило не только разучивание хоровых партитур на разводных репетициях, но и приём у всех детей хоровых партий, что само по себе представляло колоссальный объём работы. На все эти обязанности у неё уходила вся первая половина дня — до 15 часов. А во второй половине дня она продолжала свой хормейстерский труд уже в другом коллективе, созданном ею в 1988 году детском хоре «Преображение», репетиции которого проходили в прекрасном двухэтажном здании на площади Росси, где в настоящее время размещается Генеральное консульство Великобритании.

Два года, с неизменным трудолюбием и терпением, с необходимым для достижения результатов постоянством, честно и добросовестно выполняла она возложенные на неё в Хоровом училище обязанности.

А тогда этого никто из нас, студентов и учеников, не замечал и не понимал, так как никому ещё не была известна цена хормейстерского труда.


Пение по плакатам

Мне довелось видеть Людмилу Юрьевну как в работе с детьми Хорового училища, так и с детским хором «Преображение», так как в сентябре 1989 года я был принят по её рекомендации в ДПШ Смольнинского района, где два раза в неделю занимался с группой детей от 6 до 8 лет. Так как мой профессиональный путь начинался именно здесь, то вся работа хоровой студии, которую я мог видеть изнутри, представляла для меня огромный интерес. Вместе с Людмилой Юрьевной мы обходили в сентябре школу за школой, чтобы прослушать детей, затем, в назначенный день, она проводила родительские собрания.

Я приезжал на свои репетиции немного раньше, чтобы увидеть Людмилу Юрьевну в работе с концертным хором. После работы мы вместе шли до троллейбусной остановки, непрерывно обсуждая возникшие в моей работе трудности, проблемы, или говорили о детском хоровом исполнительстве. У неё за плечами был колоссальный опыт работы в детской хоровой студии «Балтика», которую они основали вместе с мужем — Владимиром Столповских.


Работа над осанкой

Она была удивительно скромным и очень доступным человеком, и её работа казалась со стороны очень простой и удивительно понятной. На её репетициях всегда стояла тишина, дети с радостью принимали всё, что она им предлагала. Мне казалось со стороны, что у неё вообще нет никаких проблем в работе ни с дисциплиной, ни с интонацией, ни со строем, что всё получается как бы само собой. И только сейчас я понимаю, что в этом и было заключено её педагогическое мастерство, отточенное многолетней практикой: умение сделать сложное простым, невозможное — возможным. Она увлекала своим знанием дела, она раскрывала возможности каждого ребёнка, она прекрасно понимала детскую психологию, чувствовала их восприятие, их вокальные особенности. К ней тянулись дети и получали удовольствие от пения и от общения с ней.

В методике работы с детским хором для Людмилы Юрьевны принципиальное значение имело построение урока. Детям должно быть постоянно интересно, они устают от монотонности и однообразия. Поэтому урок всегда имел рельеф: работа над произведением сменялась ритмическим заданием, после медленного произведения обязательно шла весёлая песня. Неотъемлемой частью урока являлось хоровое сольфеджио, которому Людмила Юрьевна придавала очень большое значение.

Каждый раз, когда я приезжал на работу, я заставал её за изготовлением плакатов. На этих плакатах были расписаны песни, хоровые партии. В то время ещё только появлялись в стране копировальные аппараты, и тиражирование нот было очень дорогим удовольствием. Работа с плакатами не только решала эту проблему, но и позволяла во время репетиционного процесса свободно обращаться к тому или другому такту, наглядно объяснять сложные интонационные ходы. Был и ещё один важный момент: плакат позволял ребёнку сохранять хорошую певческую осанку во время разучивания произведения.


Хоровое сольфеджио

Людмила Юрьевна прекрасно знала хоровой репертуар и подбирала программу таким образом, чтобы она была с одной стороны по силам, а с другой стороны представляла для детей исполнительский интерес. Так, например, работая над двухголосием, она в качестве учебного материала разучивала с детьми песню «Барабан», а для концерного исполнения Северную скоморошину «Блоха» и «Венский лес». С каждым месяцем хор звучал у неё всё лучше и лучше, этот рост происходил прямо на глазах.

Мне навсегда запомнился солнечный весенний апрельский день 1990 года, когда в наш город пришла настоящая весна! В тот момент вся моя жизнь была подчинена прекрасному весеннему настроению и первому лучу солнца! И вот, проходя мимо хорового класса, я услышал завораживающее исполнение песни Шуберта «Куда?» из цикла «Прекрасная мельничиха». Хор настолько свободно, легко и виртуозно пел все распевы, что невозможно было оторваться, и я слушал звучание хора за дверьми, не позволив себе войти в класс, чтобы только не прервать творческую удачу.

С большим интересом наблюдал я за работой Людмилы Юрьевны в Хоровом училище. Работа с мальчиками шла так же непринуждённо и спокойно, как и с детским хором «Преображение». Если попадался какой-то сложный ребёнок, она чуть больше уделяла ему внимание какой-нибудь шуткой, смешным примером, и непоседа на какое-то время затихал и включался в общую работу.


Праздничный концерт в зале Училища, 2 ноября 1990

В мае 1990 года младший хор Хорового училища впервые вышел на отчётный концерт в зал Академической капеллы под управлением Людмилы Юрьевны Столповских. Это выступление стало настоящим триумфом! Мальчики исполнили пять произведений, в которых продемонстрировали прекрасно подобранный труднейший репертуар, стабильное и уверенное двухголосие с элементами трёхголосия, произведения без сопровождения, но что самое главное — изумительную выразительность и свободу на сцене. Мне хорошо запомнилась программа этого выступления: знаменный роспев «С нами Бог», «Козёл Васька» Гречанинова, «Ой, ты тёмная дубравушка» из оперы «Садко» Римского-Корсакова, «Горести-печалести» Иршаи, «Песня о мире» Руссу-Козулиной. Это выступление стало настоящей сенсацией, ведь прежде, под руководством опытных капеллан, Младший хор целый год работал над унисоном и лишь к концу второго года осваивал двухголосие. Здесь всё было выполнено за год. Это был настоящий прорыв в методике детского музыкального воспитания.

За два года работы в Хоровом училище Людмила Юрьевна осуществила блистательную подготовку малышей к концертному хору. Этой основой хор Училища будет пользоваться ещё несколько лет.

Через год мне пришлось покинуть студию Людмилы Юрьевны, так как я ощущал в себе силы и потребность в создании своего коллектива, который впоследствии получит известность как Хоровая студия мальчиков и юношей. Неоднократно я обращался за помощью к Людмиле Юрьевне, просил посетить ту или иную репетицию, помочь советом, нотным материалом, и не разу не получал отказа. Более того, наблюдая за моей работой с детьми, она довольно часто просила оставить после репетиции какого-нибудь трудного ребёнка и сама работала с ним, чтобы я увидел основные принципы вокальной работы.


Отчётный концерт в Капелле, 19 мая 1991

Прошло уже много лет, как её не стало. Но в моей памяти до сих пор хранится её светлый образ, её улыбка, её доброта. Я вижу картинки тех репетиций, я вспоминаю тех детей. Сегодня, исходя уже из своего опыта работы с детьми, я понимаю, что эти репетиции были уникальны, так как они были совершенны как с педагогической, так и с вокально-хоровой стороны. Это была работа настоящего мастера, в совершенстве владеющего своим мастерством. Как жаль, что не осталось видеоматериалов, которые сегодня могли бы послужить хорошим наглядным примером для молодых дирижёров, находящихся только в начале своего педагогического поприща.

Единственным подтверждением моих слов является аудиозапись, сделанная Людмилой Юрьевной с хором «Преображение» в 1995 году. На кассете записаны духовные произведения русских композиторов и «Воробьиная месса» Вольфганга Амадея Моцарта. Каждый раз, когда я включаю эту запись, я мысленно переношусь в тот самый весенний апрельский день.

Вся жизнь Людмилы Юрьевны Столповских была подчинена работе и оборвалась внезапно и неожиданно. И, как истинный служитель музыке, она до последнего аккорда оставалась на сцене, до конца исполнив свой музыкальный долг.

Вадим Пчёлкин,
Фотографии Валерия Сухова

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1175
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log