именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / Людмила Юрьевна Столповских / (Воспоминания В. А. Пчёлкина)

Людмила Юрьевна Столповских


1991

Людмила Юрьевна Столповских пришла в Хоровое училище имени М. И. Глинки в июле 1989 года вместе со своим мужем — Владимиром Васильевичем Столповских, который возглавил хор мальчиков после Фёдора Михайловича Козлова. Для знакомства новых руководителей с хором было принято решение выехать на III смену в загородный лагерь, где мальчикам предстояло овладеть новым репертуаром и привыкнуть к новому методу работы. Людмила Юрьевна исполняла обязанности хормейстера и тем летом на её работу мало кто обращал внимание, так как все взгляды были устремлены на нового художественного руководителя.

В сентябре этого же года Людмила Юрьевна полностью взяла в свои руки хор 1 класса Хорового училища, который до этого много лет возглавлял признанный корифей своего дела Дмитрий Николаевич Ардентов. Одновременно она продолжала работать в должности хормейстера концертного хора, сменив на этом посту Елену Ивановну Зыкову. В её обязанности входило не только разучивание хоровых партитур на разводных репетициях, но и приём у всех детей хоровых партий, что само по себе представляло колоссальный объём работы. На все эти обязанности у неё уходила вся первая половина дня — до 15 часов. А во второй половине дня она продолжала свой хормейстерский труд уже в другом коллективе, созданном ею в 1988 году детском хоре «Преображение», репетиции которого проходили в прекрасном двухэтажном здании на площади Росси, где в настоящее время размещается Генеральное консульство Великобритании.

Два года, с неизменным трудолюбием и терпением, с необходимым для достижения результатов постоянством, честно и добросовестно выполняла она возложенные на неё в Хоровом училище обязанности.

А тогда этого никто из нас, студентов и учеников, не замечал и не понимал, так как никому ещё не была известна цена хормейстерского труда.


Пение по плакатам

Мне довелось видеть Людмилу Юрьевну как в работе с детьми Хорового училища, так и с детским хором «Преображение», так как в сентябре 1989 года я был принят по её рекомендации в ДПШ Смольнинского района, где два раза в неделю занимался с группой детей от 6 до 8 лет. Так как мой профессиональный путь начинался именно здесь, то вся работа хоровой студии, которую я мог видеть изнутри, представляла для меня огромный интерес. Вместе с Людмилой Юрьевной мы обходили в сентябре школу за школой, чтобы прослушать детей, затем, в назначенный день, она проводила родительские собрания.

Я приезжал на свои репетиции немного раньше, чтобы увидеть Людмилу Юрьевну в работе с концертным хором. После работы мы вместе шли до троллейбусной остановки, непрерывно обсуждая возникшие в моей работе трудности, проблемы, или говорили о детском хоровом исполнительстве. У неё за плечами был колоссальный опыт работы в детской хоровой студии «Балтика», которую они основали вместе с мужем — Владимиром Столповских.


Работа над осанкой

Она была удивительно скромным и очень доступным человеком, и её работа казалась со стороны очень простой и удивительно понятной. На её репетициях всегда стояла тишина, дети с радостью принимали всё, что она им предлагала. Мне казалось со стороны, что у неё вообще нет никаких проблем в работе ни с дисциплиной, ни с интонацией, ни со строем, что всё получается как бы само собой. И только сейчас я понимаю, что в этом и было заключено её педагогическое мастерство, отточенное многолетней практикой: умение сделать сложное простым, невозможное — возможным. Она увлекала своим знанием дела, она раскрывала возможности каждого ребёнка, она прекрасно понимала детскую психологию, чувствовала их восприятие, их вокальные особенности. К ней тянулись дети и получали удовольствие от пения и от общения с ней.

В методике работы с детским хором для Людмилы Юрьевны принципиальное значение имело построение урока. Детям должно быть постоянно интересно, они устают от монотонности и однообразия. Поэтому урок всегда имел рельеф: работа над произведением сменялась ритмическим заданием, после медленного произведения обязательно шла весёлая песня. Неотъемлемой частью урока являлось хоровое сольфеджио, которому Людмила Юрьевна придавала очень большое значение.

Каждый раз, когда я приезжал на работу, я заставал её за изготовлением плакатов. На этих плакатах были расписаны песни, хоровые партии. В то время ещё только появлялись в стране копировальные аппараты, и тиражирование нот было очень дорогим удовольствием. Работа с плакатами не только решала эту проблему, но и позволяла во время репетиционного процесса свободно обращаться к тому или другому такту, наглядно объяснять сложные интонационные ходы. Был и ещё один важный момент: плакат позволял ребёнку сохранять хорошую певческую осанку во время разучивания произведения.


Хоровое сольфеджио

Людмила Юрьевна прекрасно знала хоровой репертуар и подбирала программу таким образом, чтобы она была с одной стороны по силам, а с другой стороны представляла для детей исполнительский интерес. Так, например, работая над двухголосием, она в качестве учебного материала разучивала с детьми песню «Барабан», а для концерного исполнения Северную скоморошину «Блоха» и «Венский лес». С каждым месяцем хор звучал у неё всё лучше и лучше, этот рост происходил прямо на глазах.

Мне навсегда запомнился солнечный весенний апрельский день 1990 года, когда в наш город пришла настоящая весна! В тот момент вся моя жизнь была подчинена прекрасному весеннему настроению и первому лучу солнца! И вот, проходя мимо хорового класса, я услышал завораживающее исполнение песни Шуберта «Куда?» из цикла «Прекрасная мельничиха». Хор настолько свободно, легко и виртуозно пел все распевы, что невозможно было оторваться, и я слушал звучание хора за дверьми, не позволив себе войти в класс, чтобы только не прервать творческую удачу.

С большим интересом наблюдал я за работой Людмилы Юрьевны в Хоровом училище. Работа с мальчиками шла так же непринуждённо и спокойно, как и с детским хором «Преображение». Если попадался какой-то сложный ребёнок, она чуть больше уделяла ему внимание какой-нибудь шуткой, смешным примером, и непоседа на какое-то время затихал и включался в общую работу.


Праздничный концерт в зале Училища, 2 ноября 1990

В мае 1990 года младший хор Хорового училища впервые вышел на отчётный концерт в зал Академической капеллы под управлением Людмилы Юрьевны Столповских. Это выступление стало настоящим триумфом! Мальчики исполнили пять произведений, в которых продемонстрировали прекрасно подобранный труднейший репертуар, стабильное и уверенное двухголосие с элементами трёхголосия, произведения без сопровождения, но что самое главное — изумительную выразительность и свободу на сцене. Мне хорошо запомнилась программа этого выступления: знаменный роспев «С нами Бог», «Козёл Васька» Гречанинова, «Ой, ты тёмная дубравушка» из оперы «Садко» Римского-Корсакова, «Горести-печалести» Иршаи, «Песня о мире» Руссу-Козулиной. Это выступление стало настоящей сенсацией, ведь прежде, под руководством опытных капеллан, Младший хор целый год работал над унисоном и лишь к концу второго года осваивал двухголосие. Здесь всё было выполнено за год. Это был настоящий прорыв в методике детского музыкального воспитания.

За два года работы в Хоровом училище Людмила Юрьевна осуществила блистательную подготовку малышей к концертному хору. Этой основой хор Училища будет пользоваться ещё несколько лет.

Через год мне пришлось покинуть студию Людмилы Юрьевны, так как я ощущал в себе силы и потребность в создании своего коллектива, который впоследствии получит известность как Хоровая студия мальчиков и юношей. Неоднократно я обращался за помощью к Людмиле Юрьевне, просил посетить ту или иную репетицию, помочь советом, нотным материалом, и не разу не получал отказа. Более того, наблюдая за моей работой с детьми, она довольно часто просила оставить после репетиции какого-нибудь трудного ребёнка и сама работала с ним, чтобы я увидел основные принципы вокальной работы.


Отчётный концерт в Капелле, 19 мая 1991

Прошло уже много лет, как её не стало. Но в моей памяти до сих пор хранится её светлый образ, её улыбка, её доброта. Я вижу картинки тех репетиций, я вспоминаю тех детей. Сегодня, исходя уже из своего опыта работы с детьми, я понимаю, что эти репетиции были уникальны, так как они были совершенны как с педагогической, так и с вокально-хоровой стороны. Это была работа настоящего мастера, в совершенстве владеющего своим мастерством. Как жаль, что не осталось видеоматериалов, которые сегодня могли бы послужить хорошим наглядным примером для молодых дирижёров, находящихся только в начале своего педагогического поприща.

Единственным подтверждением моих слов является аудиозапись, сделанная Людмилой Юрьевной с хором «Преображение» в 1995 году. На кассете записаны духовные произведения русских композиторов и «Воробьиная месса» Вольфганга Амадея Моцарта. Каждый раз, когда я включаю эту запись, я мысленно переношусь в тот самый весенний апрельский день.

Вся жизнь Людмилы Юрьевны Столповских была подчинена работе и оборвалась внезапно и неожиданно. И, как истинный служитель музыке, она до последнего аккорда оставалась на сцене, до конца исполнив свой музыкальный долг.

Вадим Пчёлкин,
Фотографии Валерия Сухова

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
717