именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / С. Г. Николаев / Слово о Сергее Германовиче Николаеве

Слово о Сергее Германовиче Николаеве

То, что сегодня происходит в этом зале, это замечательная возможность вспомнить прекрасного, скромного человека и выдающегося педагога, каким был Сергей Германович Николаев.

Быть преподавателем — это неблагодарная работа, требующая от человека постоянного самоконтроля и бесконечного терпения к своим ученикам. А если эти качества умножить на такое понятие, как «Хоровое училище», то труд учителя здесь превращается в каждодневное испытание, в проверку на прочность нервов, своих нравственных качеств и профессионализма.

Сергей Германович и был учителем, который не только отвечал этим качествам, но привнёс в свою профессию самое важное, что заставляет писать слово «Учитель» с большой буквы — увлечённость и умение заинтересовать детей.

Я попал в Хоровое училище, как и большинство мальчишек, не по призванию, а по воле родителей. Да — был слух, был голос, но мыслей о музыке — никаких.

Первые фортепианные успехи обнаружились в 6-м классе, и постепенно выполнение фортепианных уроков стало перерастать в постоянную тягу быть за роялем, покупать новые ноты, открывать для себя новые звуковые миры.

Помню, как Сергей Германович, когда я уже учился в 10-м классе, оставался со мной заниматься до глубокого вечера, работая над оттенками во Втором концерте Рахманинова или в этюдах Скрябина. Вот этот «выход» за пределы времени, ограниченного учебным процессом, говорит о колоссальной увлечённости Сергея Германовича своей профессией. Нам было интересно с ним, ему было интересно с нами.

А теперь положите на одну чашу весов этот «интерес», т .е. то состояние педагога, когда работа «в радость», а на другую — годы труда, потраченного на то, чтобы этот «интерес» появился. Ведь только на шестом году обучения у меня начало просыпаться ощущение смысла музыки, а все эти годы Сергей Германович меня терпеливо направлял на верный путь, ничего не получая взамен. Поэтому мне кажется, что труд учителя — это «почётная каторга».

С теплотой хочется вспомнить и других педагогов училища, которых сегодня уже нет среди нас. Они были не только соратниками, а многие и друзьями Сергея Германовича, но тем высококультурным корпусом нашей интеллигенции, которым можно гордиться.

Шестидесятые годы, в которые мне довелось учиться в Хоровом училище (оно, кстати, находилось по адресу Мойка 20), были очень «советскими». Впоследствии и 60-е и 70-е годы будут называть «застойными годами». Наверное, где-то и был «застой», но только не в нашей культуре и не в нашем образовании. Достаточно вспомнить блестящую плеяду имён советских музыкантов того времени, как сразу же возникает мысль — а не были ли те «застойные» 60-е апогеем советского искусства вообще?

Та высокая планка нравственности и культуры, которую держали учителя Хорового училища, не могла не отразиться на многих воспитанниках нашей Alma Mater.

Скромность, уважение к коллегам и ученикам, необходимая подчас строгость, высочайший профессионализм — вот неполный перечень качеств, которые вспоминаются, когда мы говорим о Сергее Германовиче Николаеве, прекрасном человеке, друге, «почётном каторжанине», у которого мне посчастливилось учиться в «застойные» 60-е годы.

Ученик Хорового училища,
заслуженный артист России,
профессор Санкт-Петербургской Консерватории,
Художественный руководитель и главный дирижёр С.-Петербургского
государственного академического оркестра
Александр Титов

 

Фотографии с репетиции и концерта памяти С. Г. Николаева 15 апреля 2010

 
Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1766
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log