именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Андрею Фёдоровичу Курнавину — 80!

Старейшее в России музыкальное учебное заведение Петербургское Хоровое училище им. М. И. Глинки фактически является первым в стране, где молодые музыканты стали получать систематическое музыкальное образование. В продолжение более чем пятивековой истории оно накопило замечательные традиции, которые способствовали интенсивному развитию талантливых музыкантов — впоследствии активных деятелей русской музыкальной культуры. На формирование этих традиций оказали влияние такие корифеи как Глинка, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский, Ломакин, Богданов, Свешников, Дмитревский.

Вся обстановка этого учебного заведения — сочетание доступного пения в хоре и всеобъемлющего музыкального образования — способствует полноценному и глубокому постижению стихии музыки.

Наряду с курсом сольфеджио и хорового дирижирования в Училище на протяжении всех 11 лет молодые музыканты обучаются игре на рояле. Курс фортепиано — важнейший в музыкальном цикле. Он интенсивно развивает музыкальную культуру, интеллект, кругозор учащегося.

В послевоенный период в Училище сформировался новый талантливый коллектив педагогов-пианистов, которые продолжают и развивают накопленные традиции. Среди них одно из ведущих мест принадлежит Андрею Фёдоровичу Курнавину, проработавшему в Училище больше половины века и повлиявшему на послевоенное становление фортепианного отдела.

Андрей Фёдорович Курнавин относится к числу немногих музыкантов, чей творческий облик удивляет своей широтой и многогранностью. Он гармонично сочетает дар педагога, пианиста и композитора. Широкому кругу музыкантов Андрей Фёдорович известен, прежде всего, как педагог. В Хоровом училище он ведёт класс фортепиано с 1950 г. За этот период его класс окончили около ста человек. Многие из них стали видными деятелями музыкальной культуры. Кроме хоровых дирижёров к ним относятся дирижёры-симфонисты Д. Китаенко, Вл. Вербицкий, Мих. Кукушкин, Мих. Орехов, братья С. Бычков и Я. Кройцберг; композиторы Л. Балай и В. Плешак; пианисты В. Латман, А. Платонов, Ф. Михайлов.

Основной особенностью всей педагогической деятельности Андрея Фёдоровича является страстная увлечённость работой, преданность своей музыкальной специальности, требовательность к ученикам. Залогом успеха воспитания он считает накопление духовного багажа, формирование правильных музыкальных взглядов («истины должен желать не только педагог, но и сам ученик»). Разумеется, путь к этому постепенный, «росо а росо».

Традиционный полугодовой зачёт в классе устраивается как можно раньше, обычно в конце ноября с тем, чтобы больше времени оставалось на творческую работу, игру в 4 руки симфонической литературы, аккомпанементы, знакомство с симфоническими партитурами, с элементарными принципами сочинения музыки, импровизацией (зачастую одновременно с педагогом), дополнительную работу над фортепианной техникой.

Особенно важным считается то, что в этот период с учениками можно поговорить о Музыке с большой буквы, затронуть вопросы, которые всегда волнуют ученика. Что ожидает его в будущем на музыкальном поприще? Чем отличается серьёзная музыка от эстрадной? Какие качества необходимы серьёзному музыканту? В чем особенности современной музыки? И т. д. Вопросам нет числа. И обычно ими заниматься некогда. Но от верного ответа на поставленные вопросы зависит успех дальнейшей работы, заинтересованность и увлечённость ученика своей специальностью.

Для Андрея Фёдоровича характерно во всём, чем бы он ни занимался, искать пути усовершенствования. Естественно, за полвека педагогической работы у него накопилось много интересных наблюдений, обобщений, выводов. Отметим заголовки некоторых методических работ — докладов, статей, лекций для учащихся, а их к настоящему времени накопилось свыше 30. Таковы, например, доклады о фортепианной фактуре Шопена, Рахманинова, о фортепианных сонатах Бетховена, о детских годах Чайковского. Для старших учащихся прочитаны и проиллюстрированы 2 интересные лекции о добаховском периоде в музыкальном наследии.

Несомненный интерес представляют 3 развёрнутых методических доклада:

1. «О фортепианной педализации» (удостоенный поощрительной грамоты на городском смотре методических работ).

2. «О закономерностях исполнительского ритма».

3. «О становлении современного равномерно-темперированного строя» (глава из большой работы об истории развития инструмента фортепиано).

Интересные мысли высказаны в докладах «Физика и музыка» и «О современных течениях в музыкальном творчестве». В разработках подобных тем сказалось пытливое стремление прикоснуться к извечным вопросам о сущности музыки, механизма её воздействия на человека.

Не осталась без внимания и методика работы с самыми маленькими музыкантами. Например, доходчивое объяснение счета, трёхпальцевые упражнения, сочиняемые обычно на уроке. Легко запоминается и лаконичная стройная система аппликатуры гамм и арпеджио.

Уже один перечень названий этих работ говорит о разнообразии интересов музыканта. Но надо иметь в виду, что эти методические темы — лишь малая часть того профессионального багажа, который передается ученикам на уроках.

Достойно удивления владение А. Курнавиным огромным фортепианным репертуаром, который он может исполнять часами на память и с очень хорошим качеством. Недюжинный объём памяти позволяет ему помнить все тонкости фактуры произведений. Обладая превосходным слухом, он всегда заметит в исполнении неверную ноту.

Примечательно, что эти же качества невольно и сознательно Андрей Фёдорович стремится воспитать у своих учеников. Прекрасно понимая, что данные у всех разные, он бережно и осторожно требует от них высокой слуховой чуткости, тонкой оправданной педализации. Непременным условием работы над произведением является знание учеником музыки на память. В классе занятия отличаются повышенным вниманием к звуку, тщательностью проработки фактуры произведений. Эта работа, обостряя слух, приводит к более полному раскрытию потенциальных музыкальных способностей ученика.

Необходимо отметить, что при несомненном стремлении к точности в воспроизведении авторских указаний, к академичности, аккуратности, Андрей Фёдорович всегда ищет живую музыку в исполнении. То есть окончательные пропорции всех деталей устанавливаются талантливым, тонким и обострённым ощущением музыки, художественного образа.

С 1965 г. Андрей Фёдорович стал работать в издательстве «Музыка». Через несколько лет он был назначен членом редакции издательства. За это время им были подготовлены к печати и изданы многие учебные сборники. Педагогам фортепиано больше известен цикл сборников «Избранные пьесы русских и советских композиторов» под редакцией Андрея Фёдоровича Курнавина.

Кроме того, в его четырёхручном переложении издан ряд крупных произведений русской и зарубежной классики. Особо следует отметить четырёхручные переложения произведений Бартока и Хиндемита («Концерт для оркестра» и «Художник Матисс»). Работа над их партитурами проводилась специально с целью более глубокого изучения языка и творческой манеры этих авторов-новаторов. А. Курнавину также принадлежит инициатива издания симфонических партитур русских оперных увертюр. Сборник вышел с сопроводительной статьёй О. П. Коловского.

Несомненный интерес для педагогической работы представляют исполнительские комментарии к двум сборникам Вариаций и Фуг русских композиторов, а также монографический сборник, посвящённый редко исполняемому композитору Ивану Фёдоровичу Ласковскому.

Из различных видов музыкальной деятельности Андрей Фёдорович превыше всего ставит сочинение музыки. Здесь не надо превращаться в исполнителя чужой воли, можно сосредоточиться лишь на своем сокровенном переживании.


А. Курнавин. Полька

Удовольствие от сочинения собственной музыки зародилось у юного музыканта с начального прикосновения к фортепиано. На первом экзамене в ДМШ Петроградского района 7-летний Андрей кроме фортепианной программы сыграл своё сочинение «Полька». Экзаменационная комиссия обратила внимание на правильность и логичность мелодии и гармонии. Профессор Баринова М. Н., принимавшая экзамен, написала на нотах «Польки»: «Курнавин А. ор. 1».

В следующем году администрация школы сочла целесообразным перевести талантливого ученика сразу в 3 класс и зачислить его на государственное обеспечение.

А ещё через год А. Курнавин был принят в особую детскую группу при Консерватории, превратившуюся позже в Музыкальную школу-десятилетку при Консерватории. Здесь он стал совмещать два факультета: фортепианный (у доцента Лины Фёдоровны Линде) и композиторский (у композитора Арсения Павловича Гладковского).


1940 г. Музыкальный вечер на квартире Курнавиных.
В центре доцент Лина Фёдоровна Линде и её ассистентка Татьяна Борисовна Чернявская (Румшевич).

1937 г. Выступление учащихся музыкальной школы-десятилетки в Союзе композиторов.
Марш Андрея Курнавина исполняют автор и Алексей Муровлёв. Рядом стоят Олег Каравайчук и Михаил Лебедь.
Среди композиторов — Штрейхер, Прицкер, Желобинский, Гладковский (справа).

В это время (II–VI кл.) А. Курнавин написал много фортепианных миниатюр (Вальсы А, fis, Кукушка, Ручеёк, Сказочка, 2 музыкальных момента, Грустная песня и другие), несколько романсов, фортепианная Сонатина с поэтическими вариациями a-moll, Струнное трио, Русскую сюиту («Былина», «Пастух», «Колыбельная», «Танец»), Миниатюрное шествие.


1939 г. Урок русского языка в 5 классе.
Среди учеников Е. Шафран, А. Курнавин, Л. Шиндер.

С началом Великой отечественной войны 1941 года занятия прекратились и были возобновлены в послевоенные годы в Консерватории на двух факультетах: фортепианном (у профессоров Н. И. Голубовской, Г. Г. Нейгауза, В. В. Нильсена) и композиторском (у В. В. Щербачёва). Тогда и позже было написано много мелких и крупных сочинений.

В том числе 17 романсов, 2 симфонические картинки В лесу h и G для оркестра, большая фантазия Новогодняя сказка, Скерцо для оркестра, Симфонические вариации для фортепиано, Фантазия для скрипки с фортепиано, 4 хоровых произведения, пьеса для домры с фортепиано Наигрыш, отдельные номера для драматических произведений (Гоголя «Ревизор» и Некрасова «Актёр»), 6 экспромтов, 6 прелюдий для фортепиано. Импровизация для скрипичного унисона, детские миниатюры.

Сейчас, когда у автора за плечами большой путь в музыке, всё же можно сказать, что интенсивность композиторского творчества могла бы быть выше. Конечно, этому есть причины.

И кроме традиционной — нехватки времени (не без иронии Андрей Федорович говорит, что лучшее время для сочинения — болезнь, когда не нужно идти на работу!) — есть более существенная. В связи с известной усложнённостью языка в современной музыке, следует отметить приверженность Андрея Фёдоровича к более стройным классическим созвучиям. Как бы оправдываясь, он говорит, что мир со времён Моцарта-Глинки конечно изменился, но «в любом варианте эти изменения не должны отражаться какофонией в музыке». Мерилом этому должен быть талант композитора. Например, невозможно представить, чтобы Моцарту пришлись по душе нагромождения диссонансов в современном модерне. А на одном из авторских концертов (кстати, прошедшем весьма успешно) Андрей Фёдорович сказал: «Я могу писать подобную острую музыку, но не хочу этого делать».


1948 г.

1948 г. В классе Владимира Владимировича Щербачёва.
Среди учеников Л. Пригожин, А. Курнавин, Н. Осетрова-Яковлева, Е.. Шафран.

1948 г. Преподаватель немецкого языка Илья Львович Гофман с группой студентов.
Среди них: Д. Молочников, А. Курнавин, Ю. Кискачи.

А. Курнавин. Нектаринии

Следует отдельно сказать несколько слов о романсах. Их 19, они написаны в различные периоды и на разные тексты: от Пушкина до современных авторов. Пожалуй, именно в жанре романса наиболее полно отразились лучшие черты творчества Андрея Фёдоровича — мелодичность, содержательность, совершенство формы.

Им присуща замечательная искренность и задушевность, что делает их особенно привлекательными. Можно с уверенностью сказать, что они написаны в традициях русского романсного жанра и органично примыкают к нему.

Приходится только надеяться, что романсы будут изданы или в сборнике, или хотя бы по отдельности. Пока же для первоначального ознакомления публикуем один из самых коротких из них — «Нектаринии» на слова проф. Михаила Ивановича Граменицкого.

 

Остаётся привести основные сведения из биографии А. Ф. Курнавина. Он родился в 1926 году в старинном русском городе Владимире на реке Клязьме. Его предками по материнской линии были священнослужители. И это в определённой мере наложило отпечаток на семейные традиции, в которых воспитывался молодой музыкант. Андрей был вторым сыном в семье инженера — электрика Фёдора Ивановича Курнавина.


1940 г. Семья Курнавиных: Фёдор Иванович, Андрей, Валентин и Елена Васильевна.

1960 г. А. Курнавин со своим первым выпуском в Хоровом училище:
В. Ралко, М. Кукушкин, Дм. Юдин (Китаенко) и Л. Балай.

1961 г. Выпуск класса А. Ф. Курнавина:
А. Кутузов, Вл. Вербицкий, А. Бесперетов и А. Козловский.

Вскоре на постоянное жительство его семья переехала в Ленинград. В раннем возрасте у Андрея обнаружились яркие музыкальные способности: абсолютный слух, тяга к музыке, сочинению, игре на рояле, свободное подбирание по слуху. Занятия музыкой начались в 6-летнем возрасте. А уже по окончании Ленинградской Консерватории в 1950 году А. Курнавин получил распределение в Хоровое училище им. М. И. Глинки на должность преподавателя фортепиано. С 1965 по 1985 г. он возглавлял фортепианный отдел Училища.

В 1949 г. Андрей Фёдорович Курнавин женился на Людмиле Серафимовне Поповой, ученице В. В. Нильсена, пианистке, дочери известного московского хорового дирижёра Серафима Владимировича Попова. Со временем появились на свет 2 дочки, а позже — 4 внука. Конечно, в семье возникал закономерный вопрос: какую специальность давать детям? Со стороны звучали опасения: «Хватит в семье музыкантов, а тем более пианистов!» Но позиция отца всегда оставалась неизменной: «Конечно, если есть способности, талант, следует воспитывать музыканта, лучше — пианиста!» В результате в большой семье А. Курнавина (вместе с семьями дочерей) — все музыканты, и среди них 8 пианистов. Старшие внучки — концертирующие пианистки.

Да, поистине музыкальная идея в роду Андрея Федоровича Курнавина себя далеко не изжила…


1966 г. Семья А. Ф. Курнавина в ЦПКиО.
Сидят: Оля, Галя и Людмила Серафимовна.

Л. Л. Леонтьева
17 июня 2006

 

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1121
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log