именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

 

Издательство «Лань» совместно с издательством «Планета музыки» выпустила из печати Школу пения Филиппа Евсеева. На титульном листе сообщается, что это второе издание, хотя на самом деле оно, как минимум, четвёртое — первые три вышли ещё в XIX веке. Это говорит о востребованности Школы. И не мудрено: её автор — певчий Придворной певческой капеллы, заставший её директором ещё Бортнянского и впитавший в себя все традиции старейшего заведения, все передовые методы итальянских педагогов, специально приглашавшихся в Капеллу. Филипп Евсеев не только участвовал в хоре Капеллы, но и многократно исполнял сольные партии сложнейших произведений и, по свидетельству современников, делал это весьма успешно. Вот почему его Школа, в которой он суммировал свой опыт, пережила три издания.

История не всегда обходится справедливо со скромными труженниками, оставляя на поверхности лишь громкие имена. Так случилось и с Филиппом Евсеевым и его Школой, которая на сто лет оказалась забытой, а экземпляры её первых трёх изданий стали библиографической редкостью и лишь изредка появляются на аукционах за немалые деньги. Сегодня мы по крупицам собираем наследие и ищем возможности вводить его в обиход. В этом деле неоценимы усилия таких учёных, как Надежда Семёновна Дробышевская, которая будучи артисткой сегодняшней Капеллы и преподавателем вокала у нынешних малолетних певчих — воспитанников Хорового училища — и осознавая практическую ценность Школы пения Евсеева, осуществила подготовку её к переизданию, снабдив своими комментариями и предисловием. Прежде чем мы дадим слово Н. С. Дробышевской, сообщим читателю, где можно приобрести новое издание:

  • в С.-Петербурге: в Культурном центре Е. Образцовой (Невский, 65), в Доме книги (Невский, 28), в магазине «Северная лира» (Невский, 26);
  • в России и СНГ: на сайте издательства Планета музыки;
  • за рубежом: в интернет-магазине Руслания.

Ф. Евсеев. Школа пения
(предисловие Н. С. Дробышевской)

Любой взгляд в глубины истории обнаруживает немало забытых имен, выпущенных из памяти событий, преданных забвению фактов. В современной жизни, где важен результат, а не процесс, эпизоды далекого прошлого занимают лишь небольшой круг исследователей, вызывая легкий всплеск внимания заинтересованной аудитории. При всем том существует устойчивый интерес к вокальному искусству как в исполнительском, так и методологическом аспектах. В последние годы вышли в свет переиздания первых опуб ликованных вокальных пособий и трактатов зарубежных и русских авторов. Но если имена Н. Ваккаи, П. Виардо, Ф. и Дж.-Б. Ламперти, А. Е. Варламова и М. И. Глинки прекрасно знакомы всем причастным академическому пению, то о Ф.Е. Евсееве не слышал практически никто.

Между тем, вы держите в руках весьма примечательный труд, впервые изданный в 1838 году, о чем сообщал журнал «Современник» в рубрике «Новые сочинения»¹) и газета «Литературные прибавления к Русскому инвалиду»²). Исходя из этого, можно утверждать, что «Школа для пения» Евсеева является более ранним русским пособием подобного рода, чем широко известная школа Варламова.


¹) Современник: литературный журнал / Ред. П. А. Плетнев. 1838 год, № 3 (том XI) (июль, август, сентябрь). С.51-70.

²) Литературные прибавления к Русскому инвалиду: газета / Ред. А. А. Краевский. 1838 год, № 33 (от 13 августа).

Данный труд лишь дважды привлекал внимание исследователей прошлого русской музыкальной культуры. В 1982 году он упоминался в статье Ю. Барсова «Из истории русской вокальной педагогики»¹), а в 2004 году — в диссертационном исследовании о становлении русскоязычной музыкальной терминологии²), впрочем, без каких-либо комментариев. Отчасти это произошло из-за безызвестности автора. Идентифицировать личность Филиппа Ефимовича Евсеева удалось в процессе работы с архивными материалами при подготовке кандидатской диссертации автора статьи, посвященной истории Придворной певческой капеллы³).


¹) Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокального образования: сборник статей. Ред. Л. Б. Дмитриев. Вып. 6. — Ленинград, Музыка, 1982. — С. 6-22.

²) Преснякова И. А. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII — первой половины XIX вв. (1773-1861): дисс. ... на соиск. искусств. 17.00.02. Казань, 2004.

³) Дробышевская Н. С. Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы): дис. ... канд. искусств. 17.00.02 /Н.С. Дробышевская — Санкт-Петербург: 2013.

Анализ системы подготовки грамотных и хорошо обученных певцов старейшего профессионального коллектива России позволяет говорить о высочайшем уровне вокальной оснащенности певчих Капеллы не только на уровне исполнительского мастерства всего коллектива, подтверждаемом многочисленными отзывами и рецензиями современников, но и в выдвижении отдельных солистов, певших и в хоре, и на оперной сцене.

29 января 1736 года постановкой на сцене Эрмитажного театра оперы Ф. Арайи «Сила любви и ненависти» начался период итальянской оперы в России, а вместе с тем — и новая страница в деятельности придворных певчих. В 1742 году к коронации Елизаветы было подготовлено представление оперы И. Хассе «Милосердие Тита», в котором по приказу императрицы приняли участие придворные певчие. С этого времени вплоть до конца XVIII века они являлись постоянными и единственными исполнителями хоров в операх итальянских, а позже и русских композиторов. К исполнению сольных партий привлекались как взрослые певчие, так и мальчики.

Для совершенствования голосов придворных певчих в Капелле на первых порах обучение певчих вокальному мастерству поручалось придворному капельмейстеру. С середины же XVIII и до конца XIX века специально приглашались итальянские учителя сольного пения, среди которых были Доминик Рубини, Луиджи Пиччиоли, Джованни Кавалли и другие. Занятия сольным пением в Придворной певческой капелле формировали у певчих сольный подход к исполнительству в пределах хора, интерес к занятиям у лучших педагогов своего времени, потребность в сольных выступлениях и воспитывали певческие навыки, необходимые для владения техникой bel canto, положенной в результате в основу русской вокальной школы.

Получив в 1796 году должность директора Придворной певческой капеллы, Д. Бортнянский продолжил развитие вокальных традиций коллектива, в котором вырос и он сам, и учителя пения (хормейстеры), проводившие подготовку певчих. Итальянская вокальная школа, на которой было воспитано уже не одно поколение певчих, давала как индивидуальную свободу владения голосом, так и почти неограниченные ансамблевые возможности, связанные с громкостью, филировкой, насыщенностью и диапазоном звучания всего Придворного хора. Вот небольшой отрывок из немецкой «Allgemeine musikalische Zeitung»: «...хор придворных певчих, может быть, самый лучший в мире, поскольку в нем собраны красивейшие голоса со всей империи <...>. Воздействие, оказываемое объединением столь большого количества превосходных голосов, не подлежит описанию, оно воистину чарующее»¹).


¹) Allgemeine musikalische Zeitung. 1823, 1 октября, № 40. Цит. по: Гуревич В. А. Творчество Д. С. Бортнянского на страницах немецкой музыкальной прессы (1800–1840) // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М., 2003. С. 142.

Как раз в это время псаломщик Церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Сиротском институте Императора Николая I, располагавшейся по адресу Мойка, 48, Филипп Евсеев становится певчим Придворной капеллы.

О самом Филиппе Ефимовиче известно, что он был сыном священника Гдовского уезда (современная Псковская область), и в период с 6 ноября 1821 года по 31 ноября 1845 года состоял в Капелле в качестве большого певчего (тенора). Предположительно родился в 1800 году. Дату смерти установить пока не удалось. Его братья Андрей и Василий были малолетними певчими Капеллы, а брат Ефим был взят в штат Капеллы из хора Казанского собора (большой певчий, тенор, в службе с 1832 по 1837 год)¹). Известно, что «за отличное поведение и искусство в отдельном пении» 4 сентября 1826 года Ф. Евсееву были пожалованы золотые часы²). В РГИА хранится дело «О дозволении придворным певчим участвовать в Концерте учителя пения Рубини» от марта 1834 года, в котором фигурирует фамилия певчего Евсеева. Таким образом, удалось установить у кого обучался автор «Школы». Кстати, сам Доминик Рубини, преподававший с 1833 по 1842 год сольное пение в Придворной капелле, не только обладал прекрасным голосом, но и имел фундаментальное музыкальное образование (был выпускником Болонской Академии). Попутно заметим, что три года службы М. И. Глинки на посту капельмейстера Капеллы также пришлись на период работы в ней Д. Рубини, Ф. Евсеева и А. Варламова.


¹) РГИА, Ф. 499, оп. 1, д. 2621. Формулярные списки 1835-1880, л. 150-151.

²) Там же.

Филипп Ефимович Евсеев, чиновник 12 класса, упоминается и двумя годами раньше в деле «О дозволении Придворному певчему Филиппу Евсееву петь на музыкальных вечерах у певицы Карадори». Ф. П. Львов, бывший тогда директором Придворной капеллы, в обращении к министру императорского двора особо подчеркивает, что «сие обстоятельство может усовершенствовать талант его»¹). Далее в документе говорится, что сам Евсеев просит дать ему такое разрешение, считая, что подобный «опыт послужит ему в пользу, сколько относительно его таланта, столько и потому что, он получит навык петь в лучшем обществе». Музыкальные вечера, в которых разрешалось принять участие придворному певчему, проходили в знаменитом литературно-музыкальном салоне графини А. Лаваль на Английской набережной, дом № 4, одном из своеобразных центров культурной и политической жизни столицы первой половины XIX века. Здесь собирались поэты, писатели, любители искусства; часто велись литературные беседы, зачитывались новые произведения, обсуждались новинки западной литературы. Здесь А. С. Пушкин 16 мая 1828 года прочитал свою трагедию «Борис Годунов» в присутствии А. С. Грибоедова, А. Мицкевича и других. С 1819 по 1840 годы бывал у Лавалей В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Даргомыжский. На вечерах при скоплении почти всего высшего света Санкт-Петербурга пели Карадори, Виардо-Гарсиа, Рубини и Тамбурини. Вот в такое блестящее окружение благодаря своему таланту попал придворный певчий Филипп Евсеев.


¹) РГИА. Ф. 472, оп. 2, д. 226. О дозволении Придворному певчему Филиппу Евсееву петь на музыкальных вечерах у певицы Карадори. Тут же о дозволении Придв. певчим участвовать в концертах, 1832.

За время службы в Придворной капелле Ф. Евсеев многократно исполнял сольные партии во многих ораториальных произведениях, включенных в программы концертов Филармонического общества¹). Это «Девятая симфония» Л. Бетховена Мессы Л. Керубини, «Реквием» В. Моцарта, «Сотворение мира» и «Времена года» Й. Гайдна, и пр. Уровень сложности сольных партий в этих сочинениях известен всем!


¹) Общий обзор деятельности Высочайше утвержденного С.-Петербургского Филармонического общества с приложениями и с проектом изменения его устава. Сост. Е. Альбрехт. — СПб., 1884.

Приведем один из отзывов современника о пении молодого Ф. Евсеева. «18 февраля 1828 года. Был в Музыкальной академии на репетиции. Моцартова „Турецкая увертюра“ прекрасна; она и исполнена была превосходно. Девица Ассиер пела сегодня восхитительно. Евсеев, один из тенористов придворной певческой капеллы, тоже привел всех в восторг. Весь концерт шел как нельзя лучше»¹).


¹) Никитенко А. В. Записки и дневник: В 3 т. Т. 1. — М., 2005.

Очевидно, что талант и служба в Придворной капелле, предопределившие круг интересов Ф. Евсеева, побудили его к составлению собственного вокального пособия. До появления в свет его «Школы для пения»¹) существовало ограниченное количество вокально-методической литературы. Как утверждает в своей диссертации А. Зингаренко, «обучение итальянскому пению в основном происходило, вероятно, практическим путем, а также при помощи иностранных руководств, существовавших лишь в оригинальных версиях»²).


¹) Евсеев Ф. Е. Школа для пения. — СПб., б.г.

²) Зингаренко А. А. История и теория обучения профессиональных певчих в России в VII — первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха: дис. ... канд. искусств. 17.00.02 / А. А. Зингаренко. — СПб.: 2008. — 289 с. С. 121.

В 1805 году С. Дегтяревым¹) переведен на русский язык трактат В. Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки». Считается, что в ней обобщен педагогический опыт маэстро, в том числе приобретенный в Санкт-Петербурге в работе с певчими Капеллы. Основное внимание уделяется изложению принципов старой итальянской школы с ее предпочтением колоратурного пения и направленной на его совершенствование вокальной техникой.


¹) Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки, изданные господином Винченцо Манфредини вторым и помноженным изданием на италиянском языке в 1797 году в Венеции. С италианского перевел Степан Дехтярев. ¬СПб., Театральная типография, 1805.

Лишь в 1837 году в Санкт-Петербурге издаются две книги Г. Ломакина: «Метода пения, содержащая начала музыки, правила пения, гаммы в различных тонах, интервалы, вокализации и необходимые уроки с басом, и сольфеджии из лучших опер для одного, двух, трех и четырех голосов, и фуги с аккомпаниментом пиано-форте, составленная Г. Ломакиным» и «Метода пения, содержащая гаммы в различных тонах и делениях, интервалы, вокализации и пр. сочинения Г. Ломакина». Эти пособия достаточно подробно рассматриваются Ю. Барсовым в вышеупомянутой статье «Из истории русского вокального искусства», а также в диссертационном исследовании Ю. Рогачевой «Г. Я. Ломакин и отечественная хоровая культура»¹).


¹) Рогачева Ю. М. Г. Я. Ломакин и отечественная хоровая культура: дисс. ... канд.. искусств. 17.00.02 /Рогачева Ю. М.— Москва: 2013. — 199 с.

Предположим, что именно острая нехватка методического материала в условиях возрастающего интереса к обучению пению и заставила придворного певчего Ф. Евсеева в 1838 году взяться за выпуск собственной «Школы пения». Пособие это, изданное в первой редакции как альбом из 24 страниц, состоит из трех отделений: 1) гаммы и интервалы, 2) украшения и пассажи и 3) сольфеджии. На страницах «Литературных прибавлений к Русскому инвалиду» помимо достоинств «Школы» отмечались и ее недостатки: «Хотя эта школа очень кратка и слишком скоро переходит от начального учения к трудным пассажам и украшениям, однако она может быть употребляема с пользою при пособии доброго наставника. Жаль только, что г. Евсеев не прибавил к ней никаких объяснений и наставлений как для учащагося, так и для учащаго»¹).


¹) Литературные прибавления к Русскому инвалиду: газета / Ред. А. А. Краевский. 1838 год, № 33 (от 13 августа).

Пособие, судя по всему, пользовалось спросом, так как спустя некоторое время его выпустили повторно. Найти второе издание удалось совершенно случайно на одном из антикварных аукционов. Благодаря помощи заведующей сектором отдела нотных изданий и звукозаписей РНБ Татьяны Федоровны Музычук, удалось установить дату выпуска — 1858 год, что подтверждается служебной картотекой нотных досок издательства Ф. Стелловского, хранящегося в ОНИиМЗ РНБ. Вследствие этого была найдена запись в каталоге музыкальных сочинений, изданных Ф. Стелловским за 1858 год. В рубрике «Разные школы» значится «Евсеев Ф. Школа для пения, теоретическая и практическая, на русском языке, второе, дополненное самим автором издание»¹). Возможно, преобразование автором своего труда в более основательный было связано с тем, что за год до выхода в отставку, в 1844 году, Ф. Евсеев начал свою педагогическую деятельность. С 1844 по 1855 год он преподает пение в 1-й и 3-й Санкт-Петербургских гимназиях и Горном институте, о чем свидетельствуют Адрес-календари за упомянутые годы. Интересен и факт творческого общения Ф. Евсеева и А. Варламова. Так, граф Д. Бутурлин в своих воспоминаниях в записи от 30 марта 1846 года пишет: «Во время весенней распутицы А. Е. Варламов задумал дать свой концерт в зале университета и просил меня участвовать в нем вместе с Надеждой Васильевной Самойловой, при участии в концерте бывшего тенора Придворной певческой капеллы Евсеева. Концерт был весь из сочинений бенефицианта, и он же аккомпанировал певцам на фортепиано без оркестра»²). Упомянули мы об этом не случайно. Ведь и Евсеев, и Варламов были певчими Придворной капеллы, и стали авторами первых русских вокальных пособий. Данные факты, несомненно, свидетельствуют о том, что влияние, оказанное школой итальянского bel canto, не только имело место, но стало неотъемлемой частью традиции воспитания певчих в Капелле.


¹) Каталог музыкальным сочинениям, изданным Ф. Стелловским, владетелем известного торгового дома И. Пеца и издателем журнала: Театральный и Музыкальный вестник. — Санктпетербург, 1858. — С. 2.

²) Шишкова М. П. Пётр Александрович Плетнёв (1792-1865) // Тверской край-Музыка-Санкт-Петербург. Тверь, 2003.

Ф. Евсеев пробовал себя и как композитор. Помимо «Школы пения», ему принадлежат также и романсы, из которых сохранились «В уме своем я создал мир иной» на стихи М. Лермонтова, «Ее уж нет, моей весны» на слова П. Вяземского и «Сарафанчик» на слова А. Полежаева. Выбор текстов даже этих немногих дошедших до наших дней сочинений еще раз подчеркивает реальность общения Ф. Евсеева с культурной элитой своего времени.

Прислушавшись, вероятно, к замечаниям в адрес первого издания, и опираясь на огромный к моменту выхода в свет второго издания практический и педагогический опыт, Евсеев дополняет «Школу»¹) теоретической частью. В ней даются ценные указания, касающиеся строения голосового аппарата, диапазона голоса, практические рекомендации по исполнению упражнений, а также несколько параграфов, посвященных орнаментике и вариантам исполнения украшений. Сравнивая первое и второе издание «Школы пения» Ф. Евсеева, мы видим, что это пособие — труд всей жизни придворного певчего. Он верил в бесконечные возможности совершенствования вокального аппарата, утверждая, что «голос есть прекраснейший из всех даров, какими только благодетельная природа наделяет человека»²).


¹) Евсеев Ф. Школа пения теоретическая и практическая, для всех голосов, на русском языке, приспособленная к самоучению. Второе исправленное издание.- Санкт-Петербург, у Ф. Стелловскаго, 1858.

²) Там же. С. 3.

В 1890 году издательская фирма К. Гутхейля предпринимает третье издание «Школы пения» Ф. Евсеева, экземпляр которого находится в РГБ¹). Известно, что в 1882 году издательские дела фирмы Ф. Стелловского, выпустившей второе дополненное издание «Школы пения» Ф. Евсеева, перешли к А. Гутхейлю, а после его смерти в 1883 году их унаследовал сын, К. Гутхейль²). Как сообщала «Русская музыкальная газета», «К. Гутхейль ограничивался перепечаткой старых досок Стелловского, от которого он приобрел многие издания в середине 1880-х годов»³). Однако, по свидетельству заведующей сектором ОНИиМЗ РНБ Т. Ф. Музычук, третье издание «Школы» Евсеева выполнено с использованием оригинальных досок издательства Гутхейля, что еще раз наводит на мысль о востребованности сочинений подобного рода.


¹) Евсеев Ф. Школа пения теоретическая и практическая для всех голосов. Изд. 3-е. М., 1890. 43 с.

²) Вольман Б. Л. Русские нотные издания XIX-начала ХХ века. — Л., Музыка, 1970. С. 156.

³) Русская музыкальная газета, 1914, №№ 33-34.

Данный опыт отнюдь не потерял практического значения и сегодня. Несмотря на то что «Школа для пения» Ф. Евсеева достаточно типовая для такого рода пособий, она представляет огромный интерес и в наше время. Весьма сложная в вокальном отношении, «Школа» свидетельствует о высоком уровне подготовки певцов в Капелле уже в первой половине XIX века. Некоторые из предложенных Евсеевым вокализов могут быть актуальны и сейчас в качестве дидактического материала при обучении вокалистов любой ступени — от начальной до высшей. Возможно, на наш взгляд, и использование некоторых упражнений дирижерами в качестве материала для распевания хорового коллектива. Настоящее издание также восполняет историческую несправедливость по отношению к талантливому, но забытому певцу и педагогу Филиппу Ефимовичу Евсееву, внесшему свой посильный вклад в становление отечественной вокальной педагогики и методологии. Надеемся, что «Школа пения» Ф. Евсеева станет такой же востребованной заинтересованной аудиторией, как предпринятые ранее переиздания аналогичных пособий А. Варламова и М. Глинки.

Надежда Дробышевская, кандидат искусствоведения,
лауреат международных конкурсов,
артистка Государственной академической капеллы С.-Петербурга,
преподаватель вокала Хорового училища им. М. И. Глинки

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
718
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log