именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / В. В. Зеферов / Владимир Зеферов — выпускник 1951 года

Владимир Зеферов — выпускник 1951 года

Владимир Васильевич Зеферов (5 февраля 1935 — 12 января 1999), выпускник Хорового училища 1951 года. Во время войны вместе с Хоровым училищем был в эвакуации в селе Арбаж Кировской области, а после окончания Ленинградской консерватории вернулся в Киров, куда его направили «по распределению». Преподавал дирижирование в Кировском музыкальном училище (ныне — Кировское училище искусств) и почти двадцать лет был его директором. Благодаря В. В. в училище появилось театральное отделение, а затем художественное.

Преподаватель фортепиано Ирина Максимовна Кузина, концертмейстер Владимира Васильевича, бережно хранит архив Зеферова, полученный от его внука, Александра Малькова. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с этим архивом.

 

Из музейного альбома к 50-летию Кировского училища искусств (1987):

Владимир Васильевич Зеферов —
заслуженный работник культуры России (1965 г.),
директор нашего училища 1957–1974 гг.,
руководитель и создатель народного хора,
председатель правления Кировского отделения Всероссийского хорового общества.

Владимир Васильевич Зеферов приехал в наш город по распределению по окончании в 1956 году дирижёрско-хорового отделения Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1957 году был назначен директором училища и проработал в этой должности до 1974 года. Много за это время было сделано добрых и славных дел. Это был период становления училища. Много было забот и проблем у молодого директора. Требовались новые высококвалифицированные кадры в деле обучения и воспитания музыкантов-профессионалов; расширялась сеть музыкальных школ — это позволило увеличить набор и выпуск специалистов; требовались музыкальные инструменты для занятий, жильё для преподавателей и учащихся.

В 60-е годы училище ведёт подготовку кадров по заочной и вечерней формам обучения. Приём учащихся увеличивается до 100—120 человек. Прибывают молодые специалисты из Горьковской консерватории: Н. И. Левичева (теоретик), В. А. Амплиев (пианист), Л. П. Лобанова (д/х) — Саратовская консерватория, 20 лет возглавлявшая д/х отделение в нашем училище.

В 1957 г. открывается отделение народных струнных инструментов. Прибывают молодые специалисты Т. Н. Сергеева (Миронова), Ю. Хмелёв, домра, балалайка, А. А. Линьков (Москва), Пунгер В. М. (Ленинград), А. А. Александров (Ленинград). По мере роста числа учащихся отделения народников-струнников в училище закладывается фундамент оркестра народных инструментов. У истоков его стояли музыканты, преданные любимому делу — Т. Н. Сергеева (Миронова), В. М. Пунгер, А. А. Линьков и многие другие преподаватели, много сделавшие в развитии этого дела. Теперь в училище ОНИ возглавляет и руководит музыкант А. Н. Чубаров, а оркестр пользуется большой популярностью, высокой исполнительской культурой и совершенством, профессиональным мастерством.

В 1958 г. начала педагогическую деятельность К. А. Бугрова, многие её выпускники получили образование в вузах страны. В 60-е годы работал в училище пианист С. А. Добровольский — оставил яркий след в своей работе, воспитал хороших педагогов, музыкантов-исполнителей: Ю. П. Ведерников и А. Н. Захваткин.

В 1963 г. начал свою педагогическую и исполнительскую деятельность Ю. В. Сибиряков, ныне заслуженный работник культуры России, зав. фортепианным отделением, много сделавший в развитии музыкальной культуры города и области. Ю. В. постоянно вёл концертную деятельность и сейчас продолжает выступать как солист, с симфоническим оркестром училища, с оркестром народных инструментов, 15 лет в творческом содружестве с Л. Г. Серёгиной в фортепианном дуэте, который выступал на радио, телевидении, отчётных концертах училища в городе и области. Многие выпускники Ю. В. Сибирякова получили высшее образование и работают концертмейстерами, педагогами ДМШ, училищ, продолжают добрые традиции в подготовке музыкантов-профессионалов.

8402.
В. В. Зеферов ведёт занятие по чтению хоровых партитур.

В. В. Зеферов как директор училища заботился не только о кадрах, музыкантах-профессионалах, но о дружном, спаянном коллективе педагогов. Человек большой души, доброго сердца, человечности на самом высоком уровне, умный, чуткий, отзывчивый, высоко интеллектуальный, широко эрудированный, музыкант-профессионал В. В. Зеферов обладал высокой музыкальной культурой, имел большой авторитет в педагогическом коллективе, коллективе учащихся и авторитет руководителя училища в городе и области. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты городских, областных, партийных, комсомольских органов, Управления культуры, ЦК профсоюзов работников культуры, Министерства культуры и других ведомств. С 1964 года музыкальное училище преобразовано в училище искусств, открылись три новых отделения — теоретическое, театральное, художественное. Театральное отделение сделало один выпуск, и учащиеся работают на сценах драмтеатра, ТЮЗа актёрами, среди них заслуженная артистка России [1977] — Н. А. Кислицына.

Художественное отделение училища заканчивали такие преподаватели, художники, мастера дымковской игрушки, как Виктор Харлов, Вера Ушакова, Л. Окишева, Н. Зубарева, А. Веприков, В. Верстаков, С. Рубцов, О. Колчанова, В. Копылов, В. Пашкин. В. Племянникова, Л. Докина и многие другие. С 1975 г. Художественное училище стало самостоятельным.

8403.
В. В. Зеферов ведёт занятие по дирижированию.

Первые преподаватели теоретического отделения — О. Е. и В. С. Гребёнкины, первые выпускники — ныне преподаватели училища Л. А. Фоминых, Т. Г. Богданова. В 1968 г. преподавателями училища стали талантливые выпускники Горьковской консерватории Р. А. Хайруллин и Н. А. Зимин. Многие выпускники, получив образование в вузах, ведут музыкально-просветительскую деятельность, лекторскую и педагогическую, члены Союза композиторов сочиняют музыку для оркестров, солистов, квартетов, пропагандируют народную музыку, обрабатывают для хоровых коллективов.

 

Семья Владимира Васильевича:

8347.
Родители Владимира Зеферова — Василий Иванович Зейферов, Елена Петровна Хробыстова.
8348.
Брат Владимира Зеферова — Юрий Васильевич Зейферов.
8350.
Сестра Владимира Зеферова — Людмила Васильевна Зейферова.

 

Фамилию свою он сменил в эти же годы, 1956-57, когда менял паспорт. Причину объяснял вскользь, что «Зейферов» как-то звучит по-немецки. Отец его был офицером, и был Зейферов, а вот В. В. решил убрать «й».

8351.
Супруги Зеферовы — Владимир Васильевич, Вера Петровна.
8356. Киров.
Вера Петровна, Наточка, Владимир Васильевич.

 

Вл. Вас. Зеферов приехал в Киров в 1956 году и стал работать в муз. училище преподавателем дирижирования, а поскольку был молод и творчески инициативен, то одновременно пошёл работать руководителем народного хора на завод им. XX партсъезда. Одновременно создал в колхозе «Красный октябрь» Кумёнского района народный хор, подобный Кировскому заводскому хору. Зеферов был подвижником в музыкальной жизни области. Он пригласил из хора Пятницкого знаменитую певицу Александру Васильевну Прокошину для создания хора «Искорка» в Котельническом райне. Потом хор прославился на всю страну. Народный хор в Кирове был организован ещё до Владимира Васильевича, в 50-е годы, неким Молдавским, а В. В. начал свою деятельность там в 1956 г.

Владимир Васильевич Зеферов создал в 195? году в нашем городе в Доме культуры завода им. XX партсъезда первый Вятский народный хор. Он пользовался большим авторитетом в городе, области, на фестивалях народного творчества Всесоюзных и Всероссийских был всегда лауреатом.

8384. Вятский народный хор в Колонном зале Дома союзов.
Дирижёр — В. В. Зеферов.
8383. Вятский народный хор.
Дирижёр — В. В. Зеферов.

 

Предвоенное капелльское детство:

8354. Фото на ученический билет Капеллы.
8353.
Володя Зейферов — ученик 4 класса Ленинградской капеллы.

 

В Капелле маленького Володю Зейферова звали Зайчиком.

8352. Учёба в Ленинградской капелле перед войной.
Второй слева в первом ряду — В. В. Зеферов.
Педагог — Г. И. Беззубов.

Об эвакуации Хорового училища в Кировскую область написано много. О возвращении оттуда В. В. Зеферова упоминает в своих мемуарах театровед В. Н. Дмитриевский, выпускник 1952 года:

В конце января 1944-го ленинградскую блокаду прорвали. Капеллане тут же стали собираться домой. В марте — прощальный концерт. Расставание было тёплым и трогательным. Реки ещё подо льдом, санным поездом отправились в Котельничи, оттуда — в Москву. Здесь их встречал А. В. Свешников — с приказом Комитета по делам искусств о преобразовании Хоровой школы Ленинградской капеллы в Московское хоровое училище…

Однако в Москве остались немногие. Вместе с Палладием Андреевичем домой, в Ленинград, вернулись воспитатели-педагоги, а следом и несколько старших учеников — В. Зейферов, В. Сатонин и некоторые другие.

(Дмитриевский В. Н. Жизнь в эпизодах.— СПб.: Композитор, 2011.— С. 101)

 

В семье сохранилась вырезка из газеты или журнала предположительно 1946 года. Владимир Васильевич ею очень дорожил:

Маленькие певцы

8364. Маленькие певцы.

Этот старый дом весь наполнен детскими голосами. Из-за плотно прикрытых дверей слышатся мальчишеские дисканты, плавно и внятно звучит хор… Здесь, по соседству с тенистыми дубами и вязами зоопарка, помещается Московское хоровое училище, единственное в стране.

Хоровая культура имеет у нас в России вековые традиции. Старейшая русская капелла была основана в Петербурге ещё в 1713 году. Многие выдающиеся композиторы отдавали ей труд и время. Капельмейстером капеллы был и великий Глинка. В его «Записках» встречаются упоминания об этой работе:

«Когда я в первый раз явился для преподавания с мелом в руке, мало нашлось охотников; большая часть певчих стояла поодаль с видом недоверчивым… Я, не обращая на это внимания, принялся за дело так усердно и, скажу, даже ловко, что после некоторых уроков все почти певчие приходили ко мне на лекции…»

Основанное в Москве во второй половине XIX века Синодальное училище часто видело в своих стенах П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, А. Гречанинова — глубоких знатоков и ценителей хорового пения.

Во время войны в Москве было создано Хоровое училище во главе с опытным дирижёром и педагогом заслуженным артистом РСФСР А. В. Свешниковым. Сюда сразу хлынул поток детей, желающих учиться пению. Из двух тысяч было отобрано сорок человек, наиболее одарённых, которые вместе с мальчиками, эвакуированными в своё время из Ленинграда, образовали ядро училища. Все они — от семилетних малышей до юношей-старшеклассников — настоящие энтузиасты своего дела. Научиться хорошо петь — самая важная задача для каждого.

— Ты мороженое любишь? — спросили мы у черноглазого крепыша Вали Демидова.

— Нет!

— Почему же? — искренно удивились мы.

— Оно холодное, для голоса вредно! — серьёзно ответил он, и чувствовалось, что этот «стоицизм» подсказан маленькому певцу любовью к избранной им профессии.

В этом сознательном отношении к своему делу, в искренней увлечённости им ключ к учебно-воспитательной системе А. В. Свешникова и его ближайших помощников — педагогов-хоровиков Н. И. Демьянова и А. А. Сергеева. В основу все работы училища положено живое, творческое начало. Для занятий используются только высокохудожественные образцы мировой музыки. Поэтому даже скучное сольфеджио становится здесь искусством.

Наряду с певческим мастерством будущие артисты и дирижёры изучают общеобразовательные предметы в объёме средней школы. Они растут грамотными людьми, с широкими культурными горизонтами.

С. Богомазов. Фото М. Озерского

На верхнем снимке: заслуженный артист РСФСР А. В. Свешников на занятиях в Хоровом училище. На снимках слева и внизу — ученики Хорового училища. Сверху вниз: Юрий Гадзевич, Вова Зейферов, Игорь Никаноров, Роман Синява; слева направо: Коля Удалов, Анатолий Митин и Валя Демидов.

 

8818. 20 января 1947.
Приказ о переводе Владимира Зеферова из Московского хорового училища.

 

Вернувшись в Ленинград, В. Зеферов и другие ребята обладали уже большим жизненным опытом.

«Арбажец» Володя Сатонин в нашем классе учился недолго, от него мы и были наслышаны об «арбажской одиссее» — огородные заботы, репетиции и занятия при коптилках, рыбная ловля в общий котел, поиски грибов, купанья, концерты в близлежащих посёлках «за продукты»... Он вспоминал, как кто-то из ребят убегал на фронт, но с полдороги их вернули. Теперь на старших мы стали смотреть как на живую легенду. Сатонин рассказывал, как Федя Козлов и Володя Зейферов пели на концертах, а деревенские девчонки подлавливали их у клуба и звали на танцы. С Козловым мы встретились в старших классах; окончив Ленинградскую Консерваторию, он вернулся в училище концертмейстером, вскоре стал дирижёром хора мальчиков. А Володя Зейферов стал секретарем училищной комсомольской организации, не чванился, к младшим относился вполне дружелюбно.

 

(Дмитриевский В. Н. Жизнь в эпизодах.— СПб.: Композитор, 2011.— С. 107–108)

 

Он очень гордился своими друзьями: Юрловым, Щедриным, Майей Плисецкой, Броневицким. Когда приезжал ансамбль «Дружба» в Киров, они приходили в хлебосольную семью Зеферовых.

8386. Ансамбль «Дружба».

 

Владимир Васильевич часто ездил в Министерство культуры к Юрлову. Тот в свою очередь помогал В. В. Зеферову разрешать кое-какие вопросы, связанные с хоровым обществом в Кирове.

8401.
В. В. Зеферов — директор Кировского училища искусств.

 

Благородство и важное для руководителя умение улаживать конфликты было свойственно Владимиру Васильевичу смолоду, как явствует из истории вступления в комсомол В. Н. Дмитриевского, рассказанной им самим:

— Устав знаешь? — с лукавинкой спросил меня в коридоре комсорг-десятиклассник Володя Зейферов — «арбажец» и еще недавний «москвич».— Разделяешь его положения? Тогда приходи.

Бюро заседало под надзором завхоза-парторга. […]

— Ответь комсомолу — где ты отсиживался зимой сорок второго года? — Он, видимо, заглянул в моё заявление и автобиографию. Я ответил заученной фразой — её мать не раз писала в анкетах:

— С 9 августа 1942 года по 11 января 1943 года находился в городе Пятигорске на территории, временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками.

— Советские люди добровольно не оставались у оккупантов, они уходили в партизаны,— отчеканил завхоз.

Ребята растерянно молчали. Кто-то спросил:

— А тебе сколько лет-то было?

— Восемь. С половиной.

— С половиной,— повторил Володя Зейферов,— Что он мог-то в восемь лет? Партизанить? Ты с кем туда приехал?

— С матерью, с тётей. Эвакуирован из блокадного Ленинграда с педагогическим институтом имени Герцена,— оттараторил я, как меня научили дома...

— Вот институт и виноват, что привёз их к немцам,— подхватили голоса.— Устав знает, учится хорошо, дисциплинирован, в дневнике замечаний нет. Принять, принять!

— Раз товарищи в тебя верят, примем,— заключил завхоз,— но ты, как никто другой, должен оправдать доверие коллектива. На тебе лежит особая ответственность! (Кто-то зловеще-иронически прошипел: «Пятно!»)

— Ну, ты, «пятнистый»,— кивнул мне на прощанье Зейферов,— поздравляю!

(Дмитриевский В. Н. Жизнь в эпизодах.— СПб.: Композитор, 2011.— С. 118–120).

8393. Во дворе Ленинградской капеллы.
Третий слева В. В. Зеферов.

В этом рассказе использована лишь часть снимков, присланных Ириной Максимовной Кузиной. Все фотографии можно просмотреть в альбоме Светлой памяти В. В. Зеферова.

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1546
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log