именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Разное / Дворы Капеллы — только не для капельмейстеров

Дворы Капеллы — только не для капельмейстеров

Смешанные чувства вызвала у петербуржцев вчерашняя церемония открытия одного из самых грандиозных петербургских проектов — квартала «Дворы Капеллы». С одной стороны, за Капеллу можно порадоваться — на средства Мирового банка ей восстановили крыльцо, а путь к концертному залу по дворам из замусоренной дыры превратился в сверкающее отверстие.

С другой — Капелла лишилась надежды на получение репетиционных помещений, реанимацию при ней хорового училища и хора мальчиков, а профессорам, дирижёрам и другим служителям храма искусства скорее всего придётся потерять жильё под боком у работы.

Петербургскую Капеллу вчера было не узнать. На месте уродливого металлического бокса, загораживавшего вход, снова появилось роскошное Царское крыльцо, творение Леонтия Бенуа, квинтэссенция барочной роскоши — всё в зеркальных стёклах, завитушках и ангелочках. Парадный двор, примыкающий к Дворцовой площади, наполнила толпа. Ректор Консерватории и худрук Капеллы Владислав Чернушенко приподнялся на носочках, взмахнул руками... Улететь ему под звуки взыгравшего оркестра не позволяли только служебные обязанности: во двор прибыла делегация чиновников и строителей во главе с загорелым губернатором. Нужно было выслушать и осознать, какой великолепный подарок от правительства России и Петербурга получает он и все петербуржцы. Завершилась эпопея, начавшаяся с затеи императора Николая II.

Николай хотел стереть грань между жизнью и работой музыкантов, и это ему почти удалось. В конце 80-х годов под руководством Леонтия Бенуа был перестроен и приспособлен под нужды музыкантов целый квартал между Большой Конюшенной и Мойкой — в комплексе зданий Капеллы разместились концертный зал, хоровое училище для музыкантов, репетиционные классы, квартиры и студии музыкантов. Здесь жили и работали Глазунов, Балакирев, Лядов, Римский-Корсаков. В октябре 1944 года сюда пришёл нынешний ректор Консерватории. Слава Чернушенко стал студентом хорового училища, а впоследствии — свидетелем постепенного разрушения уникального квартала искусств.

Чернушенко и другие мальчишки, съехавшиеся со всей России, жили в интернате, чтобы осесть в этом городе навсегда, превратившись в золотые её голоса, смычки и дирижёрские палочки. В 40-е годы Капелла и хоровое училище были ещё неразделимы — их соединял общий коридор. Студенты не замечали, когда переставали учиться и начинали выступать. Так продолжалось, пока не началась междоусобица. Хоровое училище, попав под крыло другого ведомства, переехало, примыкающие дворы стали заселяться людьми, имевшими к музыке весьма косвенное отношение.

В 1989 году был подготовлен проект, предполагавший расселение посторонних из домов Капеллы и возвращение ей этих помещений. Но деньги на это нашлись только в 1998 году, когда проект реконструкции дворов Капеллы был включён в программу реставрации центра Петербурга, кредитовать которую взялся Мировой банк. Новые экономические условия диктовали новые правила игры. На выделенные банкирами 1,5 миллиона долларов восстановили разбомблённое в войну Царское крыльцо, отремонтировали фасад самой Капеллы и всех домов в проходных дворах. Сами дворы вымостили плитками, уставили фонарями и скамейками под старину, а одному из зданий в третьем дворе приклеили пристройку с аркадами, где со временем разместятся ресторанчик и магазины. Вот только возвращать Капелле принадлежавшие ей помещения никто теперь не собирается, более того — её ещё ужмут. Во дворах расселены все квартиры на первых этажах — всё это город будет сдавать в аренду предпринимателям: там разместятся кафешки, бутики и лавочки. У Капеллы еще не отняли, но скорее всего отнимут оставшееся жильё на этажах выше первого и часть флигелей, выходящих к Дворцовой, — сейчас идёт делёж этих помещений. Маловероятно, что преподавателям и оркестрантам Капеллы с их зарплатами удастся выкупить хоть что-то из этого, а Мировому банку нужно возвращать кредит. Прибывший на церемонию председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров объяснил, что творческие люди должны воспринимать происходящее как избавление — им не придётся теперь обременять себя коммунальными платежами. Директор компании «Сбербанкстрой» Олег Виролайнен, ставшей генподрядчиком по дворам Капеллы, рассказал, что, когда они пришли сюда, дома были опутаны множеством проводов и ни один из музыкантов не мог объяснить, какой из них куда идёт. Теперь с этим безобразием покончено. Музыкантов избавят от коммунальных проблем вместе с квартирами и эфемерной надеждой на получение рабочих помещений.

Капелла приобрела сверкающую оболочку. Самое главное — в неё теперь не заходить. Тогда не заметишь, что оркестранты репетируют на той же сцене, где идут концерты, и едва успевают освободить её к вечеру, что классов для занятий осталось кот наплакал, что с потолка концертного зала падают куски лепнины и когда-нибудь один из них сделает оригинальный вклад в партитуру прямо во время концерта.

Алексей Орешкин
Фото Никиты Инфантьева

Перепечатано с [56]

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1911