именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Разное / Берлинский придворный хор

Берлинский придворный хор

Осенний сезон открыли два концерта придворного и соборного хора в Берлине, 18 и 19 сентября в Двор. собрании и в церкви св. Петра. Выступление у нас берлинского хора явилось как бы ответным визитом за концерты, данные в Германии московским Синодальным хором. Берлинский хор приехал к нам не полностью, а в уменьшенном составе (80 мальчиков и 20 мужских голосов), и это, конечно, не могло не отозваться не звучности хора и отношении его голосов: доминировали детские голоса. Но впечатление, произведённое хором в обоих концертах, было отличное, а потому понятен успех, который встретил у нас хор и его достойный руководитель, проф. Гуго Рюдель. Несомненно, существует значительное различие между манерой исполнения берлинского хора и православного хорового пения, что ясно сказалось при сравнении их во время хоровой спевки нашей Придворной капеллы, на которую были приглашены немецкие гости. Но это различие базируется, главным образом, на условиях самого пения в обеих церквах; в католической, а тем более протестантской церкви пение имеет более второстепенное значение в богослужебном культе, там и здесь оно подчинено своему инструментальному (органному) сопровождению, а потому и в подаче звука не чувствуется той свободы, той широко льющейся, звуковой волны, как в пении православной церкви. Едва ли мы ошибёмся, если скажем, что западное пение во многом имеет инструментальный характер. Но отсюда и великолепная гибкость голосов, умение даже в малолетних певчих стройно справляться с сложным контрапунктическим голосоведением партий, почти отсутствующим в плавном, главным образом проникновенном по своему назначению, православном храмовом исполнении. Разница в манере исполнения — мы имеем в виду именно названные хоры — понятна ещё и по самой жизненной обстановке членов хора. Наша Придворная капелла (как и Синод. хор) — учреждения строго замкнутые, специальные, живущие и работающие только для своего назначения. Берлинский хор, по-видимому, состоит из учащихся детей горожан, отдающих ему не всё время, а служащих известную часть дня, как бы за посторонний заработок. Это — не певцы, определённые случаем или судьбой для певческой карьеры. И тем не менее — прекрасный ансамбль Берлинского хора, умение его справляться с трудностями контрапунктической разработки Баха, Палестрины, Кальдара или Корси заслуживают удивления и полной похвалы. Кроме духовных композиций был исполнен и также с отличной стройностью, очень тонкими вокальными нюансами хора Преториуса (прелестный «доместик» — «Роза», для мужского хора), Вагнера (из «Тайной вечери»), прекрасные хоровые песни Брамса, Г. Вольфа и др. Следует отметить передачу Херувимских Аренского и Чайковского; обе были спеты (на русском языке!) с хорошим пониманием их стиля, а пьеса Аренского была повторена. Хор имел значительный успех, его дирижёру было поднесено несколько венков. В первом концерте выступил ещё известный виолончелист г. Мальмгрен, хорошо спевший на своём инструменте «Ave Maria» Бруха; во втором — органист О. Виссиг удивил подбором и смешением регистров в крупной и сложной Фантазии и фуге (d-moll) Баха, переданной им в техническом отношении безупречно. Мы уже упоминали, что Берлинский хор был приглашён администрацией Придворной капеллы на спевку 19 сентября, на которой под упр. регента Богданова, познакомил своих талантливых собратий с целым рядом духовных и светских произведений.

 

Перепечатано с [74]

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1317
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log