именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Разное / Заметка о регентских классах Придворной певческой капеллы

Заметка о регентских классах Придворной певческой капеллы

С каждым годом число учащихся в регентских классах Придворной певческой капеллы увеличивается. Так теперь стало учеников около 80 человек (сравнительно с прошедшим годом на 20 человек более). Этому обстоятельству нельзя не порадоваться, так как нужда в образованных регентах — несомненна. Регентские же классы, как высшая школа, в этом отношении дают почти всё, что нужно регенту и учителю пения. Говорим почти потому, что есть некоторые пробелы, которые, по нашему мнению, имеют значение, и о которых хотелось бы, хотя вкратце, упомянуть.

Так, несомненно, каждому регенту важно иметь сведения о постановке голоса. Насколько нам известно, этот вопрос обходят молчанием, и ученики, а также кончившие курс стараются (и конечно уже не все) сами изучить этот вопрос.

Далее, программой даже не упомянуто (первый вопрос всё же намечен) о таком важном предмете, как методика первоначального музыкального образования. Каждый регент, даже имеющий большую практику, естественно, будет поставлен на первых же порах в затруднительное положение, если не будет иметь возможности «систематически» обучать своих учеников. Таким образом, последние не будут знать музыкальной азбуки, а о значении её распространяться нет нужды.— Думается, что и тот, и другой недостатки легко устранимы.

Можно сказать ещё, что постановка практических занятий не вполне достаточна, чтобы ученики могли в управлении хором чувствовать себя свободно. Продирижировать в продолжение одного года 2–3 пьесы, на что требуется 5–10 уроков, и с тем выйти из Капеллы, кажется, мало. Почему бы, например, не составить из свободных учеников хор для какой-нибудь церкви? Конечно, такой хор был бы встречен с удовольствием, как это и оказалось в год смерти Государя Императора Александра III в Петропавловском Соборе, где ученики пели заупокойную литургию и панихиду пред гробницей Монарха.

Несомненно, что эта практика для учеников, из которых старшие были бы дирижёрами, принесла бы много пользы. В таком важном деле, вероятно, не отказали бы тем или другим содействием сами заведующие и преподаватели Капеллы.

Наконец, не мешало бы ученикам регентских классов предоставить право беспрепятственно слушать спевки придворного хора. Между тем, на деле выходит так, что ученик в продолжение года услышит 1–2 раза это пение в концертах,— и только. Нам известно, что некоторые уезжали из Капеллы, не зная, что такое придворный хор. В смысле развития и облагораживания эстетического вкуса посещение спевок такого хора принесло бы существенную пользу, тем более, что в этом отношении другого, сравнительно ценного, материала почти не даётся.

Нелишне будет упомянуть, что более серьёзное преподавание игры на инструментах (скрипка и рояль) могло бы содействовать этой цели.

С уничтожением этих главных недостатков классы, несомненно, будут иметь все средства, чтобы выпускать музыкально образованных регентов и учителей пения. Можно надеяться, что число учащихся увеличится ещё более. К том же носятся слухи, что начальство Капеллы желает ходатайствовать о том, чтобы кончившим курс регентских классов при поступлении на должность предоставлялись права государственной службы. Как осуществится это симпатичное предприятие, покажет будущее; во всяком случае, благоприятный исход этого дела можно только приветствовать.

Нонакк.

Перепечатано с [63]

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
397
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log