именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Разное / Музыка души

Музыка души
Хоровые произведения Северной столицы

 

Ю. Фалик. «Чудотворные лики» (Пред Святые иконы)

  1. Стихира Тихвинской иконе Божьей Матери
  2. К иконе Ксении Блаженной
  3. К Смоленской иконе Пресвятой Богородицы (солист Борис Пинхасович)
  4. К Иверской иконе Пресвятой Богородицы (солисты: Софья Гвирц, Ирина Андрякова)
  5. К Державной иконе Пресвятой Богородицы (солисты: Гарик Мароян, Владимир Миллер)

 

  1. Д. Смирнов. 31 декабря 1900 года (стихи А. Блока)
  2. Д. Смирнов. Милый друг!.. (стихи А. Блока)
  3. А. Королёв. Скачут лошадки Бориса и Глеба (стихи Б. Чичибабина)
  4. Д. Смирнов. Не могу тебя не звать… (стихи А. Блока)
  5. Д. Смирнов. Вальс при свечах (стихи А. Вознесенского)

Русские романсы в переложении для хора Я. Дубравина

  1. П. Булахов. Свидание (стихи Н. Грекова)
  2. Н. Листов. Я помню вальса звук прелестный (стихи Н. Листова; солистка Мария Матвеева)
  3. П. Булахов. Не пробуждай воспоминаний (стихи Н. Н.; солист Борис Пинхасович)
  4. М. Глинка. В крови горит огонь желанья (стихи А. Пушкина; солист Гарик Мароян)
  5. В. Гаврилин. Город спит (стихи А. Шульгиной)

Исполнители: Камерный хор студентов Санкт-Петербургской консерватории

Дирижёр: Валерий Успенский

Записано в Концертном зале им. А. К. Глазунова

Звукорежиссёр: К. Путяков

Продюсер: А. Шахмаметьев

© ® 2004 Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

 

Музыкальная культура Северной столицы России — неотъемлемая часть музыки русского народа: от духовных песнопений, народной музыки, романсов и песен до высоких образцов инструментальной, вокальной и симфонической музыки. Многовековая история России всегда находила и находит отражение в музыке и во всех видах искусства — не только исторические этапы, но в первую очередь состояние души русского народа — его надежды и радости, грусть, печаль, утраты, желания. Великая правда заключается в тезисе «Музыка — душа народа», и не меньшей правдой обладает утверждение о том, что глубоко познав музыку народа, можно узнать его историю. С первых лет основания Петербурга как Северной столицы государства Российского бурно расцветают все виды национального искусства. В музыкальной жизни новое качество приобретает духовная музыка в творениях Д. Бортнянского и М. Березовского; зарождается профессиональная русская композиторская школа в лице М. Глинки и А. Даргомыжского; открывается первая русская консерватория; появляется новый вид музыкального творчества — «салонная музыка», городские романсы. Бытующее издавна выражение «загадочность русской души» скорее всего может быть раскрыто через музыку. Глубокая искренняя религиозность, безграничная любовь, искрящаяся радость, меланхоличная грусть, трагическая скорбь, вера в доброту как символ жизни — раскрывают истинную душу русского человека. Нерасторжимы узы русской музыки и духовности. Душа русского человека — его музыка. Музыка — его душа.

Произведения современных Петербургских композиторов Юрия Фалика, Дмитрия Смирнова, Анатолия Королёва, Якова Дубравина, Валерия Гаврилина, представленные на данном диске, обращены к «музыке души». Цикл хоров Ю. Фалика «Чудотворные лики» посвящён русским святыням — образам Богоматери: защитникам Руси с севера (Тихвинская икона Богоматери), юга (Иверская икона Богоматери), запада (Смоленская икона Богоматери) и востока (Державная икона Богоматери) и символу всеобъемлющего заступничества — иконе Ксении Блаженной. Хоровые миниатюры Д. Смирнова и А. Королёва погружают нас во внутренний мир личности, наполненный искренним чувством любви, сопереживанием, смешанным чувством радости и печали. Обращение Я. Дубравина к русскому романсу в современном прочтении даёт новую жизнь этому жанру традиционного русского музицирования. Романсы М. Глинки, П. Булахова, Н. Листова засверкали новыми яркими гранями русской души, возвращая нас в старое доброе время, в атмосферу семейной, салонной жизни. Завершает диск сочинение В. Гаврилина «Город спит» в переложении для хора Я. Дубравина, посвящённое Ленинградским страницам истории Санкт-Петербурга.

9127. 2004. Обложка CD Музыка души.

«Соавторами» раскрытия музыки русской души стали молодые исполнители — Камерный хор студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора Валерия Успенского. Этот коллектив является частью Хора студентов дирижёрского факультета, существующего с 1925 года. Ежегодно обновляясь, хор выполняет важную функцию учебной работы — это своеобразная «хоровая мастерская» студентов-дирижёров. Одновременно с этим хор ведёт активную концертную деятельность. Первым руководителем коллектива был А. А. Егоров, почти 20 лет хором руководил А. В. Михайлов. За это время исполнены «Десять поэм» Д. Шостаковича, «Лебёдушка» В. Салманова, «Баллада» Д. Шостаковича (произведение исполнялось в Москве перед присуждением автору Государственной премии), хоры Г. Свиридова, С. Слонимского, Ю. Фалика, М. Березовского, Д. Бортнянского, С. Танеева, С. Рахманинова, П. Чеснокова, В. Калинникова, «Немецкий реквием» И. Брамса (дирижёр Д. Ойстрах), Месса соль мажор Ф. Шуберта, «Весна» С. Рахманинова и многое другое. В 1981–82 годах хором руководил В. И. Нестеров, подготовивший «Свадебку» И. Стравинского, «Ночные облака» Г. Свиридова, ряд произведений старинной музыки. С 1982 года во главе хора стоит профессор Валерий Всеволодович Успенский. В эти годы были исполнены фрагменты из «Литургии» Чайковского, хоры А. Брукнера и И. Брамса, подготовлена тематическая программа «Русский духовный и светский хоровой концерт», включающая ранее неизвестные концерты Н. Дилецкого, А. Архангельского, новые сочинения композитора Д. Смирнова. Хор студентов консерватории участвовал в XI Всесоюзном фестивале им. С. И. Танеева (Владимир, 1983), в студенческом празднике «Гаудеамус» (Таллинн, 1985), в фестивале студенческих хоровых коллективов (Горький, 1986). В 1987 году хор выезжал на гастроли в Польшу. Среди призов, завоёванных коллективом — «Гран при» и Третья премия Международного конкурса хоровых коллективов в Голландии (1992), две золотые медали Всемирной хоровой олимпиады в Австрии (2000). Хор является постоянным участником концертов Санкт-Петербургской филармонии. Выступая с прославленными дирижёрами Ю. Темиркановым, М. Ростроповичем, В. Ашкенази, А. Дмитриевым, Р. Мартыновым, А. Титовым, коллектив исполнил «Торжественную мессу» Л. Бетховена, «Реквием» В. Моцарта, «Немецкий реквием» И. Брамса, «Песни Гурре» А. Шёнберга, «Песнь о лесах», «Казнь Степана Разина» и 13-ю симфонию Д. Шостаковича, «Семеро их», «XX-летию Октября», «XXX-летию Октября», «Здравицу» С. Прокофьева и другие сочинения кантатно-ораториального жанра. В 2003 году в гастрольной поездке в Германию хор вновь исполнил «Немецкий реквием» И. Брамса с камерным оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Лео Кремера.

Валерий Успенский окончил Ленинградскую консерваторию. С 1960 года работал главным хормейстером Театра оперы и балета Улан-Удэ, затем — руководителем детского хора Ленинградского радио и телевидения, дирижёром Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа, художественным руководителем и главным дирижёром академического хора г. Хабаровска хора Балтийской музыкальной Академии, руководил студенческими хорами Института культуры и искусства г. Хабаровска. С 1982 года Валерий Успенский работает в Ленинградской (Санкт-Петербургской) государственной консерватории проректором по учебной работе. В настоящее время профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Валерий Успенский заведует кафедрой хорового дирижирования и возглавляет Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории. В течение последних лет провёл мастер-классы с хорами разных стран, таких как Хор Таусонского Университета (США), Хор Высшей школы музыки г. Энсхеде (Голландия), а также с профессиональными и любительскими хорами России (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Уфа, Калуга, Москва).

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
763
Предложения спонсоров «Капелланина»: https://inexmedstom.ru диагностика зубов в стоматологии спб.
debug info error log