именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Земля
Вокальный цикл

Валерий Гаврилин. Слова Альбины Шульгиной.

  1. Вступление
  2. Память
  3. Окоп
  4. Хлеб
  5. Ветерок
  6. Колыбельная
  7. Земля
  8. Мама
  9. Финал

Исполнители:
- Инструментальный ансамбль Ленинградского телевидения и радио;

- Хор мальчиков хорового училища имени М. И. Глинки, худ. рук. и дирижёр — Фёдор Козлов.

 

Солисты:
- Юра Лебедев (1, 4)
- Коля Виноградов (4, 8)
- Кира Изотова (5, 6)

(p) 1981, Мелодия. С50—15891-2

 

Запись представлена на сайте с разрешения администрации Хорового училища.

 

Незадолго до смерти Василий Шукшин замышлял сделать театральную инсценировку своего исторического романа о Степане Разине. Он хотел, чтобы музыку к спектаклю писал композитор Валерий Гаврилин. Выбор писателя был не случайным. Между этими самобытными русскими художниками есть какая-то неуловимая связь, дузовное родство. Сближает их и схожесть биографии, и идейное соратничество в борьбе за правду, за чистоту искусства, бизки и темы их творчества. Этих художеников отличает неподдельная, органичная народность. непосредственно проявляющаяся в их языке, в выборе своих героев.

Герои гаврилинских песен по своему социальному происхождению, по своему душевному складу — те же, что и в шукшинских рассказах. В музыке они живут полнокровной жизнью, страдают, радуются, любят, умирают, размышляют, порой мучительно, о том, как жить. Смеются, пряча иногда за улыбкой грустные мысли. Один из секретов их достоверности заключается в том, что они говорят своим естественным музыкальным языком, прежде всего языком песни. «Песня обнимает всё: все чувства и ощущения жизни»,— писал когда-то Н. В. Гоголь. И до сих пор она остаётся «центром сердечной жизни» народа. Гаврилин — один из самых вдохновенных современных творцов песни. Она — средоточие, центр его музыки. Композитором написано много самых разнообразных песен, бытовых и высоких, шутливых и трагических. Из песен обычно складываются его большие произведения — симфонические поэмы, вокальные циклы. К ним относится и записанный на этой пластинке вокальный цикл «Земля» на слова А. Шульгиной.

…В своё время газета «Комсомольская правда» опубликовала очерк Константина Симонова о рязанском юноше Анатолии Мерзлове, который погиб в борьбе с огнём, угрожавшем пшеничному полю. Его памяти и посвящён цикл «Земля». Замысел этого цикла прост и поэтичен. Кратко его можно охарактеризовать строкой из стихотворения В. Хлебникова: «Когда умирают люди — поют песни». Цикл представляет собой последовательность своеобразных лирических гимнов, воспевающих самое дорогое, сокровенное для героя: мать, землю, на которой он вырос, злеб, вскормивший его,— всё то, ради чего он отдал жизнь. В середине цикла звучит: «Колыбельная», воспринимающаяся одновременно и как воспоминание матери и как символ вечного покоя. Символична и песня «Окоп», возникшая из слов, сказанных Анатолием Мерзловым перед смертью,— его подвиг как бы сравнивается с героизмом тех, кто отдал жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. Обрамляет цикл песня «Память» — музыкальная эпитафия погибшему юноше, достойному светлой памяти.

Песни цикла отличаются сочетанием проникновенной задушевности и внутренней героической патетики, скрытой в интонации напева ряда песен, как, например, в начальной фразе «Памяти». Интересно также сочетание мелодий в духе старого «слободского» романса («Ветерок») с языком современной «молодёжной» музыки, её ритмами, инструментарием. Сочинение с любовью и большим вкусом исполняется хором мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки, певицей Кирой Изотовой и инструментальным ансамблем Ленинградского телевидения и радио.

На другой стороне пластинки в мастерском исполнении эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского телевидения и радио под управлением заслуженного артиста РСФСР С. Горковенко звучит Театральный дивертисмент — маленькая оркестровая сюита, собрание ярких разнообразных, зарактеристических пьес, то искренне весёлых или печальных, то сатирически гротесковых, то наполненных грустной иронией. Дивертисмент отркывается маленькой симфонической увертюрой. Дивертисмент — вторая крупная работа оркестра над музыкой В. Гаврилина, свидетельствующая о значительно возросшей исполнительской культуре коллектива.

А. Белоненко

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
824
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log