именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Разное / Инструментальный класс при придворной певческой капелле

Инструментальный класс при придворной певческой капелле

В четверг мы присутствовали на экзамене учеников инструментального класса, Высочайше учреждённого при придворной певческой капелле в 1858 году. Успехи, сделанные в такое короткое время молодыми музыкантами, невероятно быстры и свидетельствуют об искусстве учителей и о том, что Россия богата музыкальными дарованиями, ручающимися, что в скором времени можно ожидать самых утешительных результатов. Вероятно, немногим известно о существовании музыкального класса, который скромно, без шуму, так успешно достигает благой цели правительства — развить у нас музыкальность; между тем, слушая юных воспитанников, нельзя не придти к заключению, что класс этот в полном смысле — зародыш будущей консерватории, что он и теперь уже вполне заслуживает названия консерватории в миниатюре, а при увеличении круга действий, мог бы занять видное место в кругу европейских музыкальных институтов, тем более, что немного найдётся руководителей, которые могли бы соперничать с нашим знаменитым А. Ф. Львовым, сделавшим уже так много для развития нашей музыкальности и искусства вообще. Инструментальный класс есть новое блистательное свидетельство заслуг нашего даровитого соотечественника; успехи учеников — лучшая награда для него и мы, сказав ему душевное русское спасибо, не станем более распространяться. Не будем также распространяться и об учениках, впервые явившихся на концертной эстраде, находя, что как особенные похвалы, так и критика для них ещё преждевременны; но не можем однако умолчать о трёх воспитанниках, обративших на себя особенное внимание собравшихся в капеллу любителей и ценителей искусства, именно: о Рибасове (ученике гг. Промбергера и Габерцетелля), с большим совершенством исполнившем Concertstück Вебера и пьесу собственного сочинения (из него, без сомнения, выйдет замечательный пианист); — Дорофееве (ученике г. Кременецкого), исполнившем на скрипке одну из этюд А. Ф. Львова и Дворецком, обнаруживающем композиторское дарование. Дворецкий пробыл, по распоряжению директора капеллы, 7 лет за границей и пользовался в Веймаре уроками гармонии у Листа и Вагнера. Молитва его сочинения обнаруживает знание дела, оригинальности мысли и представляет собою для молодого композитора в будущем все данные на поприще церковной музыки. Morceaux d’ensemble исполнены были с удивительным согласием, а встречавшиеся соло для скрипок, виолончели, флейты и фортепиано обратили на себя общее внимание. Повторяем, экзамен этот — отрадное явление в нашем музыкальном мире; искренно желаем дальнейших успехов будущим родным артистам. В заключение экзамена отличившимся розданы были награды, состоящие из похвальных листов, известных музыкальных произведений и смычков. Цель этих наград понятна сама собою: поощрение весьма важно в каждом деле; вероятно, со временем будут назначены между учениками и конкурсы.

М. Р.

До начала испытания, один из преподавателей объяснил цель учреждения класса. Не лишним считаем напечатать это объяснение. Вот оно:

 

Малолетние придворные певчие, поступая в хор, употребляются постоянно для исполнения музыки строгого стиля, так что их музыкальные способности получают значительное развитие.

Через несколько лет они спадают с голосов, определяются в гражданскую службу и всё ими приобретённое в отношении музыки, во время бытности их певчими, пропадает как для них, так и для искусства; между тем как они, с помощию столь полезного образования, могли бы сделаться отличными артистами.

На сём основании, в 1839 году был учреждён при придворной певческой капелле инструментальный класс, для обучения малолетних на разных струнных инструментах, согласно способности и желанию каждого.

Чрез пять лет по открытии класса и по произведении надлежащего экзамена, пять учеников: три скрипача, один гобоист и один трубач, оказавшие на экзамене отличные способности и получившие общее одобрение, были снабжены аттестатами от капеллы и определены в ведомство Императорских театров, в оркестр С.-Петербургской оперы (где первые трое и ныне находятся), с производством жалованья и выдачею каждому, за отличные успехи, установленной награды.

В 1845 году класс сей был закрыт по причинам, от директора капеллы не зависевшим.

В 1858 году класс возобновлён и, с разрешения начальства, действие его открыто с 1 января 1859 года.

К преподаванию приглашены известные в С.-Петербурге артисты и именно: гг. Маурер, Кременецкий, Кнехт, Маркус, Промберг, Ферерро, Кавалини, Чиарди и Габерцетелль.

В настоящее время обучаются в инструментальном классе:

 На скрипках, учеников15
 — виолончелях4
 — контрабасах2
 — фортепиано8
— флейте1
— кларнете1
 Всего 31

Последние два ученика *, из числа спадших с голосов, обучаются только четыре месяца.

Год и четыре месяца прошли, и означенные ученики, по особенному старанию гг. профессоров и собственному их прилежанию, сделали столь быстрые успехи, что необходимо начать с будущей же осени класс практический, для исполнения рòзных пьес в совокупности и собственных сочинений малолетных под дирижированием самого сочинителя.

За сим, по прошествии нужного времени к приобретению необходимого опыта, лучшие из учеников, по выдержании второго экзамена, будут выпускаемы из класса с аттестатом от капеллы и положенною наградою, а отличнейшие, которые будут приготовляемы в солисты, получат в дар и инструменты, на которых они обучались, с надписью «за отличные успехи».

При сём позвольте покорнейшей просить снисхождения к ученикам, обучающимся столь короткое время, что послужит им поощрением к продолжению трудов и достижению желаемой цели.

 

Перепечатано с [78]

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
612
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log