Валерий Михайлович Николаев — выпускник 1949 г.
Хоровое училище при Капелле для меня, как и для многих, в нём обучавшихся, незабываемо. Я с большой благодарностью вспоминаю об этой прекрасной поре моей жизни, поре обучения в нём. Его мы называли нашим Лицеем.
По окончании училища в 1949 году мной были организованы два хора, один из них — хор студентов, обучавшихся со мной на гидротехническом факультете Ленинградского политехнического института, а другой — в проектном институте. В репертуар двух хоров вошли русские народные песни и песни советских композиторов.
Хоровое училище при Капелле — это не только хоровые традиции, восходящие к 1703 году, но это ещё и история развития хорового искусства России. Воплощением для нас того и другого был наш учитель, музыкант высокой пробы — Палладий Андреевич Богданов, прекрасный рассказчик, много помнивший и знавший из жизни величайших музыкантов России. Редкая хоровая репетиция проходила без его воспоминаний, лично знавшего многих композиторов и музыкальных критиков. Среди них — П. И. Чай-ковский, В. В. Стасов, Глазунов, Лядов, кучкисты... Со многими композиторами и В. В. Стасовым Палладий Андреевич встречался в доме сестры М. И. Глинки — Людмилы Ивановны Глинки, в то время бывшей уже в преклонном возрасте.
А запомнилось многое. Это руководимое Александром Васильевичем Свешниковым Хоровое училище. Это многочисленные спевки в малом и органном залах Капеллы. Это репетиции детского хора, иногда со взрослым хором, в Большом зале Филармонии, при погашенных люстрах, где несколько раз перед выступлениями прослушивал нас сам Мравинский, и где, наконец, вечером при зажжённых знаменитых хрустальных люстрах — наши выступления перед притихшим, полным ценителей хорового пения, Большим залом Филармонии. Любой из хоровых номеров, исполненных нами, встречался неистовыми рукоплесканиями.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе месяце Хоровое училище было эвакуировано в с. Арбаж Кировской области, где мы, воспитанники училища, занимались не только в местной начальной и средней школе, но занимались музыкальной деятельностью: готовились к концертам, проводимым в сельском клубе, исполняя сложнейшие хоровые произведения мировой классики и патриотические песни советских композиторов, посвященные борьбе с ненавистным фашизмом.
Зимой 1943 года по инициативе А. В. Свешникова мы переехали в Москву, где, благодаря нам, было организовано Московское хоровое училище с адресом: ул. Большая Грузинская, дом № 4/6. Снова репетиции, снова спевки детского и взрослого хоров в Большом театре и зале им. П. И. Чайковского. Мне посчастливилось выступать в Большом театре в составе детского хора дважды. Это незабываемо.
В январе 1945 года я приехал из Москвы в Ленинград, свой родной город, тогда ещё израненный бомбами и снарядами, город, по которому очень тосковал. Вторично поступил в Ленинградское хоровое училище, где уже развернул занятия с хором Палладий Андреевич. Моими товарищами были по довоенному приёму Игорь Сухолинский и Федя Крупоедов и вновь поступившие Шурик Броневицкий, Коля Кунаев, Серёжа Варанд.
Хоровому дирижированию нас обучали профессор Консерватории Георгий Александрович Дмитревский и, тогда ещё его аспирант, И. И. Полтавцев. Чтение хоровых партитур преподавала Е. П. Кудрявцева, а русскую народную песню вёл профессор А. А. Егоров.
Окончили мы училище в мае 1949 года, продирижировав (каждый по три вещи) взрослым хором Капеллы в органном зале. В этом же зале прошли последние наши экзамены по классу рояля. Идея ансамблевой игры была выражена в том, что каждый из нас аккомпанировал какому-либо певцу из взрослого хора Капеллы. Я, например, аккомпанировал молодому тенору при исполнении им романса М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина «Не искушай меня без нужды...»
Очень хочется пожелать воспитанникам Хорового училища, чтобы они ясно понимали своё место в развитии советского хорового искусства, развивали в себе трудолюбие и не портили традиционно воспитанный в них музыкальный вкус низкопробными эстрадно-джазовыми антимузыкальными вывертами.
Феликс Константинович Ржаксинский — выпускник 1951 г.
Ржаксинский Феликс Константинович, 1932 г. рождения.
В 1944 году поступил в Хоровое училище им. М. И. Глинки. Директор училища — П. А. Богданов.
Учился у Разумова С. Д. (рояль), Кудрявцевой Е. П., Полтавцева И. И., Дмитревского Г. А., Лебедева Д. Н. Окончил училище в 1951 году.
Работал учителем в Музыкальной школе г. Гдова, где одновременно окончил школу рабочей молодёжи. С 1952 по 1957 г. учился в ЛЭГИС-е.
С 1957 года по настоящее время работаю инженером в ЦНИИ «Электроприбор».
1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?
Несмотря на заболевание, вынудившее меня бросить музыкальное направление, занятиям в Хоровом училище я обязан постоянному интересу к хоровому пению и к песне вообще, а это очень помогает в жизни, порой даже облегчает её.
Кроме того, хоровое пение сыграло роль и в моей личной жизни: на встрече с хоровым коллективом ДК им. 1 мая я познакомился с девушкой из хора, которая впоследствии стала моей женой. С 1964 года она участница Академического женского хора ДК им. Капранова, а я постоянный слушатель их концертов.
2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?
Во-первых, как Палладий Андреевич Богданов принимал меня в хор.
Во-вторых, несколько наших выступлений: первая запись в Доме радио, выступление в Филармонии с кантатой о лесах, выступление в госпитале, который находился в здании Педагогического института им. А. И. Герцена, выступление во Дворце пионеров перед госпожой Черчилль, после которого нам выдали по кулёчку сухофруктов.
3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?
Чтобы больше в него попадало талантливых ребят, чтобы из них вырастали хорошие музыканты и, вообще, всесторонне развитые культурные люди.
Феликс Константинович Ржаксинский
Александр Александрович Беспрозвания —
выпускник 1954 г.
Дорогие друзья!
42 года прошло с тех пор, как в мою душу, сознание и жизнь вошла Капелла (да, мы никогда не говорили в беседах «Хоровое училище», на устах было одно — «Капелла», а мы — капелляне).
Капелла — наш родной Дом, именно родной, так как, приходя сюда и сейчас, сердце начинает биться чаще и испытываешь что-то необыкновенное.
Забота и воспитание нас старшими капеллянами были прекрасными и отеческими.
Дорогой, незабвенный Палладий Андреевич Богданов — наш творческий отец (для нас он был живой легендой) и милая, спокойная, благородная Нина Семёновна Тюрина — наш первый классный руководитель.
Гляжу на старые капелльские фотографии и глаза невольно увлажняются. И то, что я по профессии в настоящее время не работаю в искусстве, ни о чём не говорит. Капелльское воспитание наложило характерный отпечаток на всю мою жизнь, мою душу и мысли.
Первое, что оставило огромный след в моей памяти — это Жёлтый (золотой) зал, где проходили наши первые «спевки» (репетиции). Как-то сами стены, их покрытие, само сознание того, что в этом зале происходит, накладывало на моё сознание в высшей степени необыкновенные чувства благородства, творчества, божественного отношения к хоровому пению. Те слова, которые говорил здесь нам Палладий Андреевич, та манера, в которой он учил нас петь и при этом творить, остались глубоко в моей памяти.
Очень запомнился и печальный момент (не помню точно, в каком это было классе, в 3 или 4), когда мы стали чисто мужской капеллой (было восстановлено старинное положение о певцах-капеллянах), девочки должны были покинуть наши стены, особенно запомнились те слезы, с которыми уходили наши одноклассницы Верочка Преображенская и Катя Мурина.
Прекрасны воспоминания о преподавателе фортепиано Юлии Михайловне; я часто бывал у неё дома, мы занимались, а в свободное время она знакомила с журналом «Нива» (дореволюционное издание) и на примере его статей учила любить искусство, творчество, а главное — наш великий город.
Особый след оставили репетиции и концерты в «Мариинке» и Филармонии, в этих стенах происходило приобщение к большому искусству, особенно учитывая то, что нами руководили Е. А. Мравинский, Г. А. Дмитревский, Е. П. Кудрявцева и многие, многие другие; хотя главным для нас всегда был Палладий Андреевич.
Прекрасные воспоминания о концертном гардеробе в Капелле, где мы переодевались в концертные костюмы — всегда было весело.
Прекрасны капелльские дворы, где мы «мотали» уроки, играя в футбол; пионерская комната, где мы сражались в пинг-понг и в «солдатиков». Ну и, конечно, светла память о наших учителях и друзьях-капеллянах, с которыми дружба продолжается до сих пор и, я думаю, навсегда.
Среди преподавателей особое место занимали — Иосиф Антонович Лозинский, заведующий учебной частью, и Антонина Ивановна Титова, учитель немецкого языка, наш классный руководитель в 5–7 классах. Их строгость делала нас — вольнолюбителей и сорванцов — дисциплинированными и серьёзными. Ну и самые приятные воспоминания об Александре Александровиче Патрикееве — о нашем классном руководителе в годы окончания Капеллы.
Ну, а мои одноклассники — Стасик Грибков, Валя Смирнов, Володя Модель, Казановский, Олег Корняков, Андрей Челпаков, Саша Пустовалов, Игорь Мухин и таинственный «Кондрашка», который куда-то всё хотел убежать и потом действительно исчез, и мои приятели из других классов.— Яша Дубравин, Володя Атлантов, Слава Чернушенко, Миша Зайцев, Тимур Кухолев — что и говорить — это яркие примеры истинных капеллян и в прошлом и в настоящем.
Классиками для нас, корифеями были П. Левандо, В. Баранов, С. Козырев, Ф. Козлов и многие другие, на них мы смотрели с восторгом и глубоким уважением.
Дорогие! Хочу пожелать долгой, плодотворной и, главное, яркой творческой жизни всем капеллянам и самой Капелле, пусть для всех будет она родной. Пусть будет как можно больше среди молодых капеллян «известных» солистов как Лёня Тепляков, Толя Леонтьев, Слава Липсток — герои наших дней и концертов.
Пусть чаще под свою крышу Капелла призывает своих посланцев в большую жизнь творчества любой профессии.
Эти встречи должны стать традиционными. Больших успехов Всем Вам!
Александр Александрович Беспрозвания
Евгений Аркадьевич Садиков —
выпускник 1959 г.
Окончил Хоровое училище в 1959 г. по кл. дирижирования у Баранова Владимира Константиновича, по фортепиано — у Вассерман Лидии Михайловны. В 1964 г. окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора Е. П. Кудрявцевой.
По направлению работал в Сибири (6 лет), в г. Чите.
13 лет — в Институте культуры в г. Улан-Удэ.
В обоих учебных заведениях руководил хорами, сделал много концертных программ, вёл педагогическую работу.
В настоящее время вернулся в Ленинград и работает в Хоровом обществе Ленинградской области методистом.
Уважаемая редакция газеты «Капелланин», сообщаю по вашей просьбе ответы на вопросы.
1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?
Привило любовь к музыке, заложило основы музыкальных знаний, приобщило к концертной деятельности, открыло мир симфонической, оперной, фортепианной, хоровой, инструментальной музыки, т. е. все жанры. Здесь я получил первые дирижёрские навыки.
2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?
Прежде всего встречи и общение в концертных выступлениях с нашими прославленными дирижёрами: Мравинским Е. А., Рахлиным Н. Г., Дмитревским Г. А. и др.
Мои незабываемые любимые учителя: Разумов, Вассерман Л. М., Богданов П. А., Козлов Ф. М., Баранов В. К., Леонтьев Б. А. (скрипач) и, конечно, колоритная фигура нашего директора Савейко Р. И. Нельзя не вспомнить наших преподавателей: Адигезалову (сольф.) и Семенову И. Н. (музлит.)
3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?
Нацелить учащихся на создание самодеятельных коллективов (хоры, ансамбли). Значительно увеличить часы и внимание к практической работе в стенах училища и в самодеятельности. В корне изменить отношение к вокалу, сделав его важнейшим предметом. Больше внимания уделять смежным искусствам и их связи с музыкой. Значительное внимание (можно в крайнем случае факультативно) уделить инструментовке, чтению симфонических партитур, дирижированию сочинений оперно-симфонического жанра по партитурам. Больше встречаться с детскими хоровыми коллективами Союза и зарубежными аналогичными коллективами.
Александр Алексеевич Мурин —
выпускник 1955 г.
Я родился в 1936 году в Ленинграде. В годы войны находился в эвакуации с коллективом Капеллы в городах Арбаж, Киров, Горький, в городах Поволжья.
В 1945 году поступил, а в 1955 году окончил Хоровое училище. По дирижированию занимался у профессора Г. А. Дмитревского.
В 1955 году поступил и в 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования у профессора А. Е. Никлусова. С 1955 года работал хормейстером в различных хоровых коллективах: Хор трудовых резервов Ленинграда, Хор Металлического завода им. XXI съезда КПСС, Хор любителей пения Ленинграда, Хор ансамбля песни и пляски Ленинградской милиции, Шумский народный хор.
С 1968 по 1973 годы был заведующим вокально-оркестровым отделом Ленинградского областного дома художественной самодеятельности.
С 1973 года по настоящее время веду класс народного пения в объединении «Ленконцерт».
Был создателем и репетитором новых программ квартета сестёр Фёдоровых, ансамбля «Мэнго», Удмуртского эстрадного ансамбля «Добрый вечер». Тувинского ансамбля и многих других номеров.
Выступаю в ленинградской и союзной прессе с рецензиями, с вступительными словами в ленинградских концертных залах.
Создал многочисленные обработки и оригинальные хоровые сочинения.
1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?
Училище вложило в меня тот объём музыкальных знаний, житейских навыков общения, основ познания окружающего мира, которые в дальнейшем дали возможность ощущать себя человеком, приносящим пользу людям.
2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?
Смерть на моих глазах на сцене Капеллы во время репетиции в 1953 году Георгия Александровича Дмитревского. Я потерял не только любимого учителя, но и человека, который для меня много сделал. С той поры, выходя на Капелльскую эстраду, с душевным трепетом прохожу это место.
3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?
Помнить, что и маршал начинал рядовым. Не чураться черновой работы, любого труда.
Верю в капелльское Братство, которое выручало нас и в солнечные дни, и в лихую годину.