О тяжёлых условиях жизни Придворных певчих при Петре I и об их изобретательности рассказывает архивная находка Михаила Вознесенского — прошение певчих Журавля и Кружка Екатерине I. Читать
Одну из глав своих мемуаров немецко-русский историк Август Шлёцер посвятил Придворному хору в Петербурге. Его восторженный отзыв о звучании Капеллы 1760-х публикуем с комментариями Михаила Вознесенского, капелланина образца XX века. Читать
С детства находясь на службе в капелле графа Д. Н. Шереметева, Ломакин самостоятельно приобрёл навыки работы с певцами хора и уже в 18 лет был приглашён во многие заведения Петербурга, чтобы там учить пению. В 1848 году его пригласила и Придворная певческая капелла. Приводим третью главу из «Автобиографических записок» Ломакина, посвящённую двенадцати годам его службы в Капелле.
24 мая 1896 года Певческая капелла, включавшая тогда как взрослый хор, так и хор мальчиков, дала концерт духовной музыки в Москве. В том же году «Русская музыкальная газета» напечатала рецензию на этот концерт.
Рецензия Н. Компанейского, напечатанная в Русской музыкальной газете 1907 года [68]. Автор критически отзывается как о подборе репертуара, так и о качестве исполнения.
В сентябре 1912 года состоялись гастроли Берлинского придворного хора по России. В Петербурге хор был приглашён на спевки Капеллы. В заметке проводится сравнение двух певческих культур на примере этих хоров.
В этом году Певческая капелла Санкт-Петербурга им. М. И. Глинки отмечает 525 лет со дня своего основания как хора Государевых певчих дьяков (1479–2004). Этому событию посвящён фестиваль «Пять веков певческой традиции Капеллы» который пройдёт с 30 октября по 11 ноября в Большом зале Филармонии. (См. программу концертов)
В такие же январские дни 92 года назад хор Капеллы (60 взрослых и 40 детей) под управлением М. Климова записал в Берлине свои первые грампластинки. Пять дисков содержали девять номеров из программы «Песни народов СССР». Нам удалось собрать цифровые копии всей серии — теперь они доступны для ознакомления.
Журналист «Огонька» К. Черевков описывает один день из жизни Капеллы. Эта статья 1956 года сегодня интересна тем, что представляет нам Капеллу на Мойке, 20, как цельный и неделимый организм, включающий училище, интернат, взрослый хор, концертный зал.
Кларнетист Владимир Генслер обучался в Хоровом училище при Капелле с 1968 по 1976 год. Сейчас живёт и работает в Мексике. На сайте представлено эксклюзивное интервью с бывшим воспитанником, а также его воспоминания о капелльских зданиях и о жизни в Училище.
Вокальный цикл Валерия Гаврилина «Земля» на стихи Альбины Шульгиной записан хором мальчиков на пластинку в 1981 году. Солисты: Юра Лебедев, Коля Виноградов, Кира Изотова. Дирижёр — Фёдор Козлов.
Интервью с Ф. М. Козловым, напечатанное в газете Смена 1984 года [41].
Руководитель Хора мальчиков делится особенностями педагогической работы в коллективе и воспоминаниями времени своего обучения в Училище при Капелле.
Выпускник Хорового училища 1990 года Валентин Богданов руководит оркестром Карагандинского театра музыкальной комедии. О том, как складывалась его музыкальная биография, дирижёра расспросила корреспондент Карагандинской газеты «Новый вестник» Наталья Фомина. Большое внимание в своём рассказе В. Богданов уделил Хоровому училищу. (Читать интервью)
1989-90 учебный год был ознаменован в Хоровом училище многими переменами. Новый руководитель хора принёс новый репертуар, новый подход к репетиционной работе. Одна за другой потянулись гастрольные поездки за рубеж. А к ленинградским концертным площадкам добавилась ещё одна — Смольный собор. Обо всём этом пишет в «Ленинградской правде» музыковед Т. А. Процюк.
Компакт-диск хора мальчиков и юношей, записанный в 1992 году во время гастролей по Германии в Главной церкви Св. Михаила в Гамбурге. Включает Пять песен Брамса, духовные хоры Калинникова, Литургию Чеснокова и русские народные песни. Дирижёр — Владимир Беглецов.
Компакт-диск хора мальчиков и юношей, записанный в 2003 году на одной из генеральных репетиций во время гастролей в Словении. Включает фрагменты из литургий Чайковского и Рахманинова, Романсы и песни Брамса, народные песни. Дирижёр — Владимир Беглецов.
Юбилейные даты в Капелле становятся традицией. В прошлом году хор отмечал 300-летие со дня своего переезда из Москвы в Петербург и участия в торжествах на закладке новой столицы. Нынче же Певческая капелла Санкт-Петербурга и Хоровое училище при ней празднуют своё 525-летие. (Читать дальше)
— так охарактеризовал новый Художественный руководитель Хора мальчиков уход своего учителя. Читайте полное интервью, которое Дмитрий Соколов дал для сайта «Капелланин» в день своего первого концерта.
Учащиеся Хорового училища начали выпуск стенной газеты, освещающей жизнь заведения и другие насущные вопросы. Газета так же доступна в электронном виде.
Начинаем публиковать электронную версию стенгазеты «Капелланин», выпускавшейся в 1980-90-е годы в Хоровом училище. Всего в очереди — 21 номер газеты со статьями о 42 капелланах — выпускниках и преподавателях Училища.
С момента официального открытия инструментального класса при капелле 1 января 1859 прошло чуть больше года. Каких успехов достигли учащиеся и какие перед ними открываются перспективы? На эту тему рассуждает редактор Театрального и музыкального вестника М. Я. Раппопорт, посетивший открытый экзамен инструментального класса.
Инструментальному классу при капелле уже три года. Несмотря на видные успехи учащихся этого заведения, окончив его, они не в состоянии попасть на службу в оркестр. О причинах этого явления и о том, как его преодолеть, рассказывает М. Я. Раппопорт в газете Сын отечества за 1863 год.
Композитор Золотарёв вспоминает своё время обучения в инструментальных классах Капеллы (1880-90-е гг.), занятия с Лядовым, Римским-Корсаковым, Балакиревым, написание своей симфонии под руководством последнего.
Бывший воспитанник Капеллы В. А. Золотарёв рассказывает не только о своём учителе, Римском-Корсакове, но и о других музыкантах своего времени — Балакиреве, Лядове, Глазунове, с которыми его свело обучение в Капелле. Попутно мы погружаемся также и в детали капелльского быта и нравы конца XIX в.
Деятельность Регентских классов при Капелле вызывает противоречивую оценку современников. В этой статье из Русской музыкальной газеты 1896 года [61] автор отстаивает право Регентских классов считаться одним из лучших учебных заведений.
Автор заметки (скрывающийся под псевдонимом Нонакк.) рассуждает о пробелах в деятельности Регентских классов («постановка практических занятий не вполне достаточна, чтобы ученики могли в управлении хором чувствовать себя свободно»; «некоторые уезжали из Капеллы, не зная, что такое придворный хор») и о том, как эти пробелы восполнить.
По прошествии двадцати лет с момента официального открытия регентского класса при Капелле (1884–1904) Русская музыкальная газета [65] представляет обзор деятельности этого заведения.
Одиннадцатого сентября двухтысячного года состоялось торжественное открытие восстановленного Царского вестибюля Капеллы. Ознаменует ли это событие начало возвращения Капелле и её Хоровому училищу всего комплекса зданий на Мойке, 20?У корреспондента «Смены» Алексея Орешкина есть своё мнение на этот счёт.
В Академическую капеллу Санкт-Петербурга так просто не попасть: перед входом – огромный котлован, ремонтируют Певческий мост через Мойку. Да и в самом здании – явные признаки затянувшегося ремонта, вынудившего знаменитый хор и оркестр вот уже два года скитаться. (читать дальше)
Как нам стало известно, на общем собрании творческих коллективов Капеллы, состоявшемся 13 мая, 145 человек единогласно приняли решение выразить недоверие директору Капеллы Е. Е. Колчину. Поскольку событие тесно связано с судьбой зданий и хора Капеллы, оно не безразлично для всех капеллан. Подробности — в протоколе собрания.
Бывшие помещения Хорового училища в здании на Мойке, 20 вернулись в пользование Капеллы, и в них уже проводятся репетиции. О своих впечатлениях рассказывает дирижёр Вадим Пчёлкин.
Только что в редакцию поступили две шифрограммы. В первой говорится об учреждении Санкт-Петербургской общественной организации «Капелланин» и избрании её президентом А. С. Дмитриева, во второй — о выдвижении почётных членов и о некоторых процедурных вопросах. Автор сообщений, вероятно, из скромности, не упомянул о назначении летописцем организации В. И. Нестерова.
Состоялась третья встреча Санкт-Петербургской общественной организации «Капелланин», на которой обсуждалась возможность реализации различных проектов: концертов, посвящённых выдающимся капелланам, хоровых фестивалей, организация хора выпускников Хорового училища, проведение ряда лекций в упомянутом заведении. (Подробности)
О деятельности и планах Санкт-Петербургской общественной организации «Капелланин» по сохранению и продолжению традиций Хорового училища им. М. И. Глинки, Придворной певческой капеллы рассказывает её исполнительный директор Святослав Лютер. Читать…