Владимир Генслер
Ты ещё помнишь фамилии своих одноклассников?
Однокласников не всех. И не все помню имена. Но из «знаменитых», не только из моего класса помню:
- братьев Цесов — Станислава и Алексея, сыновей известного питерского звукорежиссёра Герхарда Цеса. Оба они тоже ушли в Десятилетку, но на два года раньше меня. Стасик стал валторнистом и работал в ЗКР ещё при Мравинском, теперь, по-моему, в Кировском. Лёша учился на гобое и работал потом в Кировском;
- Максим Леонидов учился на пару классов младше меня, но по фортепиано мы были у одного педагога — Андрея Фёдоровича Курнавина;
- Пётр Таренков — нынче солист Театра Музыкальной Комедии, сыграл небольшую роль в Учителе пения:
- Николай Яковлев — лет десять назад работал в Управлении Культуры, делал какие-то проекты с Илоной Броневицкой, чем сейчас занимается, не знаю;
- Сергей Быстров;
- Алексей Васильев;
- Валерий Васильков;
- Михаил Данилов;
- Станислав Трифонов — роль рыжего Феди в Учителе пения (цвет волос — это придумка режиссёра);
- Андрей Дмитриев — сын известного дирижёра, тоже снимался в Учителе… (в жизни он очки не носил, это тоже режиссёрская находка);
- Василий Воронин (сын валторниста из Кировского Николая Воронина) — после Капеллы учился на Факультете военных дирижёров в Москве. Потом служил, если не ошибаюсь, в Сертолово;
- Сергей Максимков;
- Александр Чернушенко — на класс старше (кто такой, думаю, объяснять не надо ;));
- Андрей Борейко, Владимир Зива, Семён Бычков — гораздо старше;
- Андрей Славный («славный баритон» :)) — тоже на пару классов младше.

Кадр из фильма «Учитель пения». Пётр Таренков (слева).
![]() Кадры из фильма «Учитель пения». Станислав Трифонов. |
![]() В первом ряду слева: Станислав Трифонов, Андрей Дмитриев. |
Педагогов?
- Зоя Михайловна Рижнова — начальные классы, так сказать, «учительница первая моя» :);
- Дмитрий Николаевич Ардентов — первый педагог по сольфеджио и хор первоклассников;
- Андрей Фёдорович Курнавин — первый педагог по фортепиано;
- Анатолий Павлович Емелин — хор младших классов, потом групповое дирижирование и хороведение;
- Дина Исааковна Аленер — классный руководитель и математика;
- Анна Александровна Малина — русский язык и литература («...на горе-то калина, под горой-то малина...» :) );
- Людмила Алексеевна Чернушенко — первый педагог по гармонии;
- Сергей Александрович Белимов — гармония;
- Ростислав Зиновьевич Королёв, Алексей Михайлович Кутузов — хор юношей. В наше время в хоре юношей начинали петь, когда заканчивалась мутация, и врач разрешал снова петь. У меня это произошло в восьмом классе. Хор был в расписании во всех классах, но каждый индивидуально ходил либо в хор мальчиков, либо в хор юношей, либо вообще никуда, пережидая ломку голоса;
- Иван Иванович Попов — дирижирование, но занимался я с ним мало — был нацелен уже на переход в Десятилетку. Коцертмейстером у него в классе работала Любовь Ивановна Полтавцева ;).
- Алексей Алексеевич Соколов (Сей Сеич), преподавал математику, был также воспитателем в интернате, но до нашего класса не доработал, ушёл на пенсию, его сменила Дина Исааковна Аленер. Мальчишки его страшно любили, буквально вешались на нём, угощали яблоками и конфетами. Да и он был, что называется, педагог от Бога. Вспоминаю: Однажды кто-то из учителей послал нас вниз на вахту за ключами от класса. Пошли мы, естественно, втроём или вчетвером и чуть не передрались, споря, кто именно из нас будет нести ключи. Спор наш разрешил Сей Сеич, случайно оказавшийся рядом. Он сказал: «Пусть каждый несёт ключ по три ступеньки лестницы, а потом как эстафету передаёт следующему, тогда никому не будет обидно».
Мог бы ты назвать что-то из репертуара хора того времени?
То, что вспомнилось сразу:
- Stabat Mater Перголези;
- Magnificat Вивальди;
- Ave Maria Бах-Гуно;
- Тебе поем из Всенощной Рахманинова с солирующим сопрано. Тогда, из идеологических соображений, его называли Тихая мелодия;
- Вокализ Рахманинова;
- Естественно, песня про щенка и вокализ Баснера из Учителя…;
- Песня о далёкой Родине Таривердиева из 17 мгновений…;
- Песня о Ленинграде Соловьёва-Седого;
И много чего ещё, помню музыку и слова, но названий и авторов не знаю — не всегда нам, мальчишкам, говорили, а, может просто невнимательным был.
Пели Гимн училищу Балакирева (до до до ре до фа, ми ре до си-бемоль ля до си-бемоль…):
Тебе мы гимн поём, Училище родное!
И любим всей душой тебя, о дорогое.
Мы были, как во тьме, и музыки не знали,
К Тебе пришли, и вот — искусство мы познали.
Уверенно ведёшь ты нас дорогой светлой
К познанью истины и красоты заветной.
За то и любим мы тебя, о дорогое!
И гимн поём тебе, Училище родное!
Надо же! Помню через тридцать лет... :) Он был напечатан на задней обложке училищного буклета.
По каким случаям исполнялся этот гимн?
Обычно первого сентября на торжественной линейке и, по-моему, один раз на отчётном концерте.
В чём, на твой взгляд, выражался тот расцвет хора, о котором ты говорил?
Тогда хор не сходил с концертных афиш города, мы пели по 50 концертов в сезон. Записи пластинок. Также на радио, на телевидении. Фёдор Михайлович как раз тогда получил звание.
Да и подготовка: я после окончания Консерватории начал преподавать в Десятилетке (Суханов оставил мне свой класс) и проработал там почти четырнадцать лет. Так вот, периодически в Десятилетку, как когда-то я, приходили поступать мальчишки из Капеллы, и я видел, что уровень их знаний и умений по сольфеджио и теории музыки с каждым годом — всё ниже и ниже... :(
И буклет тот издан был, думаю, на волне этого расцвета. Кстати, на обложке буклета — фотомонтаж, не нынешний фотошоповский, а как тогда делали, ножницами и клеем. Так вот, мальчик на переднем плане с несколько неестественно открытым ртом так, что видны зубы (как будто произносящий звук «Ш») — это я! :)