Шнитке – Рождественский «Людвигу и Феликсу»
Во вторник в Большом зале филармонии прошла петербургская премьера оркестровой версии Первой сонаты Альфреда Шнитке для фортепиано. В этом варианте она носит название «Людвигу и Феликсу». Автор оркестровки и дирижёр — Геннадий Рождественский.
Первый, и долгое время единственный, исполнитель большинства симфонических сочинений Шнитке, Рождественский настолько естественно распорядился оркестром, что ни на секунду не возникает мысли, что это сочинение может быть раскрашено как-то иначе. Помимо обычных инструментов симфонического оркестра, в состав исполнителей были введены пила, хор, дополнительный набор медных духовых и солирующий голос мальчика. Ему, мальчику, поручена главная тема сочинения, в котором зашифрованы имена первого исполнителя сонаты, Владимира Фельцмана, и автора — Альфреда Шнитке. В начале сонаты звучат обрывки темы, а к концу она составляется в единое целое, повторённое трижды.
Для проб на сольную партию были приглашены два ученика Хорового училища — Дмитрий Дёмин и Платон Черкасов. К концерту следовало оставить одного из них, наиболее достойного. Выбор непростой. У каждого из мальчиков — хороший послужной список. Лишь в этом сезоне Дима Дёмин дважды солировал в Большом зале Филармонии — исполнив роль юного Людвига в оратории Листа «Легенда о святой Елизавете»
...и песню «Ты слышишь, море» в концерте Адмиралтейского оркестра
Платон Черкасов осваивал в этом сезоне театральные сцены. Он исполнил роль Серёжи в опере Успенского «Анна Каренина» (постановка Оперной студии)
...и, буквально неделю назад,— роль Иньольда в современной постановке «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси (Мариинский театр).
Маэстро Рождественский прослушал обоих мальчиков и принял элегантное решение: петь должны оба.
Это позволило избежать лишних перемещений по сцене во время исполнения (дело в том, что в то время, как начальные обрывки темы звучат с авансцены, полное её появление в конце сочинения происходит из-за кулис — она как будто растворяется в небесах, приобретая свои полноценные очертания уже вне видимой оболочки). Исполнители, таким образом, сразу занимают свои места и больше не перемещаются. Правда, осталось понять, кто где. Кому достанется честь стоять в центре сцены, рядом с великим дирижёром, но исполнить лишь осколки темы, а кому выпадет спеть тему целиком, но быть скрытым позади оркестра? Нужна ли мальчишеским голосам помощь микрофона, или они справятся сами?
Испробовали разные варианты, все они имели и свои плюсы, и свои минусы. Маэстро обсудил трактовку с супругой, Викторией Валентиновной Постниковой — ей предстоит исполнить фортепианный оригинал сонаты в первом отделении концерта.
Конец сомнениям положил директор оркестра Илья Леонидович, сказав, что после генеральной репетиции менять ничего нельзя, а потому остаётся последний из прозвучавших вариантов.
Обязательная распевка перед выходом к оркестру. Надежда Семёновна с каждым из мальчиков проходит те упражнения, которые нужны именно ему.
Покидаем Студию № 5, место временной дислокации.
Дима занимает место в центре сцены. (Оказывается, партитура у Маэстро — с картинками!)
Но во время пения про картинки лучше забыть.
Пусть слушатели представят себе свои картинки.
Платон может расслабиться, поскольку его участие — в самом конце. Надежда Семёновна следит, чтобы, расслабившись, Платон не переставал считать пустые такты до своего вступления. Задача непростая: перед появлением нот — пятьсот двадцать тактов пауз.
Соната подошла к концу. Пора озвучить полный вариант темы. Нежная и печальная, она льётся на зал из колонок сверху.
Ожидание очереди в артистическую — каждый хочет поздравить Маэстро.
Геннадий Николаевич с удовольствием пишет пожелания коллегам.
Пришли коллеги и постарше. Пианист Екатерина Алексеевна Мурина и дирижёр Вадим Александрович Пчёлкин.
Все счастливы. Особенно Платон: ведь он получил персональное пожелание!
А Диме выпала честь передать пожелание всему хору.
Вечер закончился праздничным салютом.
|