19 сентября 2019, четверг |
Открытие сезона оркестра1-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы С.‑Петербурга» Открытие концертного сезона Симфоническим оркестром Капеллы ШУМАН Симфонический оркестр Капеллы С.‑Петербурга 19 сентября Симфонический оркестр Капеллы С.‑Петербурга открывает новый концертный сезон, который будет ознаменован празднованием 540-летнего юбилея Капеллы. В этот вечер будет звучать легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. В концерте принимает участие выдающийся российский виолончелист Леонид Горохов, профессор Ганноверской Высшей школы музыки и театра. В его исполнении прозвучит Концерт для виолончели с оркестром ля минор Шумана. Дирижер – народный артист России Александр Чернушенко. Многие из концертов нового сезона будут посвящены творчеству композиторов, имена которых так или иначе связаны с историей Капеллы, старейшего музыкального учреждения России. В исполнении Симфонического оркестра Капеллы мы услышим музыку Глинки и Балакирева, в разное время возглавлявших Капеллу, а также Римского-Корсакова, занимавшего в ней должность помощника управляющего. Будет звучать музыка Берлиоза и Листа, чьи сочинения исполнялись в России с участием Придворной певческой капеллы (некоторые из них – впервые). Новый сезон также раскроет во всем блеске уникальный творческий союз двух ведущих коллективов нашей страны – Хора и Симфонического оркестра Капеллы под управлением Владислава и Александра Чернушенко. * * * Седьмая симфония Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX в., но и музыкальным символом блокады Ленинграда. Название «Ленинградская» она получила от Анны Ахматовой. В первые недели войны, которую Шостакович встретил в своем родном Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Композитор работал с необычайным усердием и творческим подъемом. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города. Автор вспоминал о собственной работе над произведением: « Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог». К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть. В середине октября 1941 г. из блокированного города он вместе с двумя малолетними детьми был эвакуирован в Куйбышев, где и продолжил работу над симфонией. В декабре была написана финальная часть, и началась подготовка к премьере. Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала войны. В конце 30-х годов или в 1940-м композитор начинает сочинять вариации в жанре испанского танца пассакалья. По замыслу сочинение должно было повторить принцип вариации, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в символ ужаса и насилия. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но публично не исполнял. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. 29 марта 1942 г. симфония была исполнена в Москве. Позднее симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в эвакуации в Новосибирске. 9 августа 1942 г. состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии в зале Ленинградской филармонии Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города. Исполнение симфонии в осажденном городе стало одной из самых ярких страниц советской истории, настоящим олицетворением величия города и твердости духа ленинградцев. * * * Леонид Горохов – выпускник Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Он является единственным в России виолончелистом, получившим Гран-при и Первую премию Международного конкурса виолончелистов в Женеве. В 1995 году Европейская ассоциация поощрения искусств наградила музыканта премией «За исключительный талант и высокий профессионализм». Леонид Горохов - победитель юношеского конкурса «Концертино-Прага» (Первая премия) и Парижского конкурса камерных ансамблей (Гран-при). В 1991 году на молодого виолончелиста обратил внимание Иегуди Менухин, гастролировавший в С.‑Петербурге. Прославленный музыкант предложил Леониду Горохову поработать в его школе в Лондоне. Переехав в Великобританию, музыкант получил возможность играть с различными оркестрами, как под руководством самого Менухина, так и других прославленных дирижеров. В его активе – выступления со многими прославленными оркестрами и дирижерами, а диапазон его репертуара простирается от Гайдна, Шумана, Чайковского и Дворжака до Уолтона и Лютославского. Немало времени он уделяет и камерному исполнительству, играя в разнообразных ансамблях. Леонид Горохов часто приезжает в Россию, где участвует в различных концертных программах как в качестве солиста, так и камерного ансамблиста. Ранее был профессором в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне. В настоящее время Леонид Горохов является профессором Ганноверской Высшей школы музыки и театра. Дискография Леонида Горохова включает записи Боккерини, Дебюсси, Гайдна, Мартину, Шостаковича, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева и Стравинского. Его диски были изданы лейблами Supraphon, Olympia Label, Cello Classic, ASV Gold и др. Государственная академическая капелла С.-Петербурга
С.-Петербург, наб. Мойки, д. 20
Начало в 19:00
Материалы о событии: Метки события: Капеллане
| |
© Пётр Трубинов, 2004–2024. |
1933 |