именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
19 сентября 2019, четверг

Открытие сезона оркестра

1-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы С.‑Петербурга»

Открытие концертного сезона Симфоническим оркестром Капеллы

ШУМАН
Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 129
Солист — Леонид ГОРОХОВ
ШОСТАКОВИЧ
Симфония № 7 «Ленинградская» (к 75-летию Победы) до мажор, соч. 60

Симфонический оркестр Капеллы С.‑Петербурга
Дирижёр — Александр Чернушенко (вып. 1977)

19 сентября Симфонический оркестр Капеллы С.‑Петербурга открывает новый концертный сезон, который будет ознаменован празднованием 540-летнего юбилея Капеллы. В этот вечер будет звучать легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. В концерте принимает участие выдающийся российский виолончелист Леонид Горохов, профессор Ганноверской Высшей школы музыки и театра. В его исполнении прозвучит Концерт для виолончели с оркестром ля минор Шумана. Дирижер – народный артист России Александр Чернушенко.

Многие из концертов нового сезона будут посвящены творчеству композиторов, имена которых так или иначе связаны с историей Капеллы, старейшего музыкального учреждения России. В исполнении Симфонического оркестра Капеллы мы услышим музыку Глинки и Балакирева, в разное время возглавлявших Капеллу, а также Римского-Корсакова, занимавшего в ней должность помощника управляющего.

Будет звучать музыка Берлиоза и Листа, чьи сочинения исполнялись в России с участием Придворной певческой капеллы (некоторые из них – впервые). Новый сезон также раскроет во всем блеске уникальный творческий союз двух ведущих коллективов нашей страны – Хора и Симфонического оркестра Капеллы под управлением Владислава и Александра Чернушенко.

* * * 

Седьмая симфония Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX в., но и музыкальным символом блокады Ленинграда. Название «Ленинградская» она получила от Анны Ахматовой.

В первые недели войны, которую Шостакович встретил в своем родном Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Композитор работал с необычайным усердием и творческим подъемом. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города. Автор вспоминал о собственной работе над произведением: « Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог». 

К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть. В середине октября 1941 г. из блокированного города он вместе с двумя малолетними детьми был эвакуирован в Куйбышев, где и продолжил работу над симфонией. В декабре была написана финальная часть, и началась подготовка к премьере.

Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала войны. В конце 30-х годов или в 1940-м композитор начинает сочинять вариации в жанре испанского танца пассакалья. По замыслу сочинение должно было повторить принцип вариации, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в символ ужаса и насилия. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но публично не исполнял. 

Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. 29 марта 1942 г. симфония была исполнена в Москве.

Позднее симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в эвакуации в Новосибирске. 9 августа 1942 г. состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии в зале Ленинградской филармонии Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города. Исполнение симфонии в осажденном городе стало одной из самых ярких страниц советской истории, настоящим олицетворением величия города и твердости духа ленинградцев.

* * *

Леонид Горохов – выпускник Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Он является единственным в России виолончелистом, получившим Гран-при и Первую премию Международного конкурса виолончелистов в Женеве.

В 1995 году Европейская ассоциация поощрения искусств наградила музыканта премией «За исключительный талант и высокий профессионализм». Леонид Горохов - победитель юношеского конкурса «Концертино-Прага» (Первая премия) и Парижского конкурса камерных ансамблей (Гран-при). 

В 1991 году на молодого виолончелиста обратил внимание Иегуди Менухин, гастролировавший в С.‑Петербурге. Прославленный музыкант предложил Леониду Горохову поработать в его школе в Лондоне. Переехав в Великобританию, музыкант получил возможность играть с различными оркестрами, как под руководством самого Менухина, так и других прославленных дирижеров. В его активе – выступления со многими прославленными оркестрами и дирижерами, а диапазон его репертуара простирается от Гайдна, Шумана, Чайковского и Дворжака до Уолтона и Лютославского.

Немало времени он уделяет и камерному исполнительству, играя в разнообразных ансамблях. Леонид Горохов часто приезжает в Россию, где участвует в различных концертных программах как в качестве солиста, так и камерного ансамблиста. Ранее был профессором в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне. В настоящее время Леонид Горохов является профессором Ганноверской Высшей школы музыки и театра.

Дискография Леонида Горохова включает записи Боккерини, Дебюсси, Гайдна, Мартину, Шостаковича, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева и Стравинского. Его диски были изданы лейблами Supraphon, Olympia Label, Cello Classic, ASV Gold и др.

Государственная академическая капелла С.-Петербурга
С.-Петербург, наб. Мойки, д. 20
Начало в 19:00
Материалы о событии:
Метки события:
Капеллане
Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
1933