Редколлегия комсомольской газеты «Капелланин» обратилась к выпускникам Хорового училища им. М. И. Глинки с тремя вопросами:
1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училще?
2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?
3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?
Ниже редколлегия публикует ответы выпускников.
Александр Фёдорович Климов — выпускник 1957 г.
Климов Александр Фёдорович — поступил в Хоровое училище им. М. И. Глинки в 1947 году, окончил полный курс в 1957 году, хоровой класс — П. А. Богданов, сольфеджио и гармония — Александр Патрикеев А. А. Патрикеев, фортепиано — С. И. Файнштейн, дирижирование — А. Г. Мурин.
1958–62 гг.— служба в армейском ансамбле песни и пляски в ГДР в г. Дрездене.
1962–66 гг.— ЛГИК им. Н. К. Крупской.
1966–69 гг.— Городская хоровая капелла г. Апатиты Мурманской области — художественный руководитель и дирижёр.
1969–78 гг.— работа с самодеятельными хорами и ансамблями ДК и клубов Ленинграда.
1978–85 гг.— директор и педагог музыкально-хоровой школы г. Павловска.
В настоящее время старший методист научно-методического центра Главного управления культуры.
Каковы самые памятные события из жизни и учебы в Хоровом училище?
1. Прежде всего это ежедневные хоровые занятия с 9 до 11 часов утра, которые с большим мастерством проводил Великий учитель — П. А. Богданов, нар. арт. РСФСР, незабвенный человек.
2. Концерты нашего хора мальчиков в Дни Красного календаря в театре оперы и балета им. С. М. Кирова, проходившие с особым творческим подъёмом.
4. Репетиции и подготовка к первому исполнению оратории «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича, который неоднократно присутствовал на репетициях в Капелле и Большом зале филармонии в 1949 году: дирижёр — Мравинский Е. А., дирижёры-хормейстеры — Г. А. Дмитриевский (Хор Капеллы), П. А. Богданов (Хор мальчиков). Репетиции и подготовка первого исполнения кантаты Прокофьева «На страже мира» в 1952 году. Дирижеры те же.
4. Присутствие на одном из многочисленных концертов для избирателей Ленинграда легендарного маршала Ворошилова К. Е. во Дворце культуры им. А. М. Горького в 1952 году.
5. Совместные гастрольные концертные выступления Хора мальчиков и Капеллы в г. Москве, прошедшие с огромным успехом в 1951 году. На последнем концерте в ЦДРИ на первом ряду сидел А. В. Свешников и по окончании концерта тепло поздравил коллективы.
Что мне дало Хоровое училище?
Повторю слова А. М. Горького, немного перефразировав: «Всем хорошим во мне я обязан Хоровому училищу». Это любовь к песне, хоровому пению, музыке, которые помогли мне глубже понимать жизнь с её многообразием явлений, острее чувствовать и сопереживать услышанное и увиденное; и опять повторю слова известной песни: «Тот, кто петь и слушать не умеет, тот не будет счастлив никогда!»
Я счастлив и горжусь тем, что этому меня научили в Хоровом училище.
Пожелания нынешним воспитанникам
1. Стараться прилежно учиться по всем учебным дисциплинам, чтобы развиваться всесторонне.
2. Во время занятий, особенно хоровых, музыкально-теоретических, фортепианных заставить себя научиться думать только о том материале, который осваивается, только в этом случае песня, музыка станет вашей неотъемлемой составной частью в жизни, пожалуй, единственным преданным другом навсегда.
3. Всегда помнить, что вы воспитанники одного из редчайших учебных заведений нашей страны,— гордитесь этим!
Руководству училища
Чаще приглашать бывших воспитанников в Училище: с концертными выступлениями их коллективов, а также встреч-бесед с нынешними учащимися: это важно и нужно, как помощь в воспитательной работе.
Алексей Степанов — выпускник 1965 г.
Об Алёше Степанове
Вспоминая свой первый выпуск воспитанников Хорового училища (1965 г.), я прежде всего хочу отметить Алексея Степанова.
Его исполнение на государственном экзамене в зале Капеллы большой и сложной фортепианной программы (куда входил Концерт Грига, I ч.) было высоко оценено комиссией. Также успешно сдал он и вступительный экзамен по фортепиано в Консерваторию.
Уже в первом классе Алёша проявил себя как ученик не только обладающий хорошими музыкальными данными, но и имеющий очень высокую работоспособность и большое чувство ответственности. Он никогда не приходил на урок с плохо приготовленным заданием, проявлял инициативу и любознательность.
Музыкальное дарование Алёши особенно ярко проявилось в старших классах. В его исполнении появилась необычная для его возраста масштабность музыкального мышления. Он часто и успешно выступал на отчётных концертах училища.
Вспоминаю и такую черту его дарования, как чтение с листа. Упорно работая, он уже в 8–9 классах мог прочесть с листа практически любой аккомпанемент романсов Чайковского и Рахманинова.
Примеров исключительно добросовестного отношения Алёши к занятиям по фортепиано можно привести много, но один запомнился особенно. В 6 классе я задал ему (зимой на каникулы) Патетическую сонату Бетховена (I ч.). При этом я рекомендовал ему только немного ознакомиться с ней с тем, чтобы после каникул начать детальную работу над произведением. Каково же было моё удивление, когда уже на первом уроке после каникул Алёша совершенно свободно на память сыграл всю I часть сонаты, проявив при этом удивительное (самостоятельное!) понимание исполняемой музыки.
Запомнилась манера Алёши держать себя на уроках фортепиано. Она заключалась в удивительном сочетании мягкости и интеллигентности поведения с твёрдостью и даже непреклонностью в отстаивании своих эстетических категорий.
Уважаемый Владимир Константинович!
Свой ответ на Ваше письмо и вопросы, в нём содержащиеся, начну с поздравления по случаю юбилея Хорового училища (слухи о нём дошли до Москвы). Примите его вместе с самыми добрыми пожеланиями!
Как бывший капелланин храню светлые воспоминания о тех годах, которые провёл в Хоровом училище (1955–65), горжусь тем, что воспитывался именно в Капелле, неразрывно связанной с именами Д. С. Бортнянскго, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова...
Испытываю искреннюю благодарность к своим преподавателям за первые приобретённые здесь навыки и знания. Таким образом, место, которое занимает в моей жизни Хоровое училище, можно охарактеризовать как важное и почётное.
Заполнилась атмосфера — особая и неповторимая, какая-то замкнутость круга учащихся, дух товарищества и почитание старших, уважение традиций памяти прошлого.
Запомнилась личность Роберта Игнатьевича Совейко, одинаково строгого к себе, своим коллегам и учащимся. Незабываемо наше громогласное «Ура!» в ответ на его звонкое: «Завтра к третьему уроку!» (после вечернего концерта хора).
Вспоминаю уроки Владимира Владимировича Булгакова, у которого учился с 1 по 10 класс. Добрым словом должен упомянуть Ирину Николаевну Семёнову, предоставлявшую возможность своим ученикам по истории музыки бесплатно посещать концерты в Малом зале Филармонии, где она тогда работала по совместительству.
Очень расширили мой кругозор уроки Анны Александровны Малиной (русский язык и литература) и Владислава Александровича Чернушенко (гармония, сольфеджио, анализ форм), который, кстати говоря, заставил меня поверить в то, что профессия так называемого симфонического дирижёра является для меня доступной. Это я также считаю необходимым включить в свой ответ на второй вопрос.
Теперь о третьем. Настоящему Хоровому училищу я желаю поскорее перебраться в старое здание Капеллы (после ремонта). А будущему — новых успехов в русле добрых старых традиций, питающих творческую молодежь и ориентирующих её на самые высокие и прекрасные идеалы!
Очень отрадно, что нынче в Хоровом училище работают бывшие воспитанники Капеллы, помнящие своих учителей и продолжающие славные традиции прошлого. Прежде всего имею в виду Вас и Фёдора Михайловича Козлова.
Ленинградскую консерваторию окончил в 1970 г. по классу Е. П. Кудрявцевой. Работал в студенческие годы в Хоре любителей пения хормейстером. До получения хормейстерского диплома успел два года поучиться у И. А. Мусина на оперно-симфоническом отделении. Затем было поступление в аспирантуру той же Консерватории. После службы в армии продолжил образование в Москве. Окончил Московскую консерваторию (включая и аспирантуру) по классу проф. Л. М. Гинзбурга в 1977 г. С того же года работаю в Большом театре, где начал дирижировать спектаклями еще будучи стажёром.
Теперь я состою в должности дирижёра. Дирижирую спектаклями: «Иван Сусанин», «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказка о царе Салтане», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Обручение в монастыре», «Зори здесь тихие», «Мёртвые души», «Чайка» (балет), «Паяцы», и «Сельская честь». В этом сезоне к ним прибавятся: «Вертер», «Мазепа» и, вероятно, «Пиковая дама», «Хованщина» и «Кармен»...
Требуемое Вами фото во время «действа» запечатлело мой дебют в Ленинградской филармонии с оркестром Мравинского. Это 1975 год. Более «свежего» у себя не обнаружил, хотя за прошедшее время удалось выступить со многими другими известными коллективами.
Желаю Вам доброго здоровья!
С уважением, А. Степанов