именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Валерий Всеволодович Успенский — выпускник 1956 г.

Поступил в Хоровое училище в 1946 году. Окончил в 1956 году по классу дирижирования преподавателя Попова Ивана Ивановича, по классу фортепиано преподавателя Каплан Эллы Лазаревны. В этом же го­ду поступил в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1961 году по классу профессора Кудрявцевой Елизаветы Петровны.

По окончании консерватории был направлен на работу главным хор­мейстером Театра оперы и балета Бурятской АССР в город Улан-Удэ.

С 1963 по 1968 год работал старшим преподавателем кафедры хо­рового дирижирования Ленинградского института культуры.

С 1968 по 1972 год — заведующий кафедрой хорового дирижирования, с 1972 по 1975 г. проректор по учебной и научной работе, с 1975 по 1981 г. ректор Хабаровского государственного института культуры.

С сентября 1981 года проректор по учебной работе Ленгосконсерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

 

1. Какое место в вашей жизни занимает учёба в Хоровом училище?

Хоровое училище определило цель моей жизни, связав её со служени­ем хоровому искусству, развитию отечественной хоровой культуры. По­знав в детские годы богатство хоровой звучности, впитав опыт масте­ров хорового дела — наших учителей, наставников, я до настоящего вре­мени сверяю свою жизнь, свою деятельность, как с камертоном,— атмосфе­рой высокого творческого начала, царящей в те послевоенные годы в нашем хоровом училище. Ушли из памяти трудности и невзгоды, тернис­тый путь неустроенности и типично школьных, мальчишеских «неприят­ностей», но зато крепки в памяти добрые и требовательные глаза Пал­ладия Андреевича, внешняя суровость и недоступность Георгия Алек­сандровича, концерты, концерты и каждый день открытие — Е. А. Мравинский, «Песнь о лесах», Дмитрий Шостакович, Зара Долуханова, запись на «Ленфильме» «Счастливого плавания» (к/ф), поездки в Москву, Киев, выступление в Филармонии, Капелле, в Смольном и т. д. И ещё. Хоровое училище посвятило нас всех в особое и потому «вели­кое» хоровое братство. Нет ни в одной специальности такого единения, нет ни в одном учебном заведении такого родства, определяющего взаимоотношения на всю жизнь для каждого из нас. Это неповторимое узнавание друг друга, неуставной долг чести и честности по отношению друг к другу, единая цель — служение и преданность хоровому делу объединя­ет нас и придает нашему братству особую атмосферу.

2. Что наиболее запомнилось вам во время учёбы в Училище?

Запомнилось все, что имело хоть малейшее отношение к творчеству. Первое вхождение в «большой» хор мальчиков — первая и на всю жизнь незабываемая встреча с Палладием Андреевичем Богдановым, первые концерты — вхождение в загадочный, пугающий мир сцены. Встреча со взрослым хором Капеллы, строгая, молнии подобным царским взором, Елизавета Петровна, само величие и божество, с удивительно мягкой ладонью и внутренней теплотой — Георгий Александрович Дмит­ревский. Добрый и тихий Василий Михайлович Зайцев, экспрессивная Мария Владимировна Брусиловская, бескомпромиссный и требовательный хранитель «кунсткамеры» Александр Александрович Патрикеев, удиви­тельно молодой, блестящий концертмейстер-хормейстер Фёдор Михайло­вич Козлов. Первые этапы становления профессиональной принадлежности: групповое дирижирование в классе Владимира Константиновича Баранова, первые индивидуальные занятия по дирижированию. Серьезные разговоры о музыке, о хоровом искусстве, о технике дири­жирования в классе у Ивана Ивановича Попова. Первые «цыплячьи» вы­ходы, но уже с ощущением своей значительности, на однородный мужской хор. Первый твой концерт, к сожалению, и последний в своем училище, выпускной государственный экзамен на сцене прославленного зала Академической капеллы.

Сегодня мне кажется, что учителя нашего училища по общеобразова­тельным предметам вели свои занятия с нами, невольно приближая их к миру музыки, искусства, а имена, фамилии и отчества учителей звучат для нас как музыка.

«Красочная география» Иосифа Антоновича Лозинского, математичес­кие азы мелкой арифметической техники Алексея Алексеевича Соколова, звучная, звонкая история Фёдора Антоновича Логунова, степенно льюща­яся русская литература Ивана Максимовича Романова, полифоническая строгость и академическая гармоничность математики Исайя Борисови­ча Кипниса, тембристость звучания немецкого языка Антонины Ивановны Титовой, ритмическая организация, с маркатирующей атакой физвоспитания и военного дела Бориса Пименовича Баранникова. И над всем этим удивительная музыкальность, с особым настроением скрипа шагов Роберта Игнатьевича Савейко.

Вспоминая теперь годы совместной жизни и учебы в училище, мы невольно находим порой сходность с атмосферой, описанной в «Очерках бурсы». И если наши поступки, наши «развлечения», наши похождения соответствуют событиям в указанных очерках, то уж совсем противо­положны и никак не сходны образы наших УЧИТЕЛЕЙ. Несмотря на необ­ходимую строгость, проявляемую к нам, подвергая нас законному «нака­занию», каждый из взрослых, кто был рядом с нами, относились к нам с человеческим чувством теплоты, заботы, и отеческой любви. Кто не обладал этим качеством, работать в училище не мог.

Особая страница в моей жизни — пребывание до 7 класса в ин­тернате. Наверно, это не лучшая форма воспитания детей, вдали от дома, без индивидуальной родительской ласки, общая спальня (в первые годы) в зале, где теперь проводятся хоровые занятия, единая форма одежды, хождение парами на обед, в баню и на прогулку и т. д. И вместе с тем, как много дал нам интернат: воспитал нас, закалил, дал понять нам главное — что значит жить общими интересами, научил нас подчинять личное общественному, научил нас жить. Доброта наших воспитателей: Риты Антоновны (заведующей), Алексея Алексеевича, Ивана Максимовича, Антонины Ивановны и многих других, восполняла нам родительскую ласку, заботу и любовь.

Вечно незабываемы мои друзья-одноклассники. От первого класса к десятому наш класс пришёл в половинном составе, и кто выдержал это первое испытание на зрелость, остался навсегда в нашей памяти, в нашем «я». Сегодня, к великому сожалению, нет среди нас Володи Буюма, Саши Горковенко, удивительных ребят, прекрасных музыкантов, безвременно ушедших из жизни. И тем острее мы дорожим друг другом, твёрдо уверены в том, что в любую трудную минуту друзья-одноклассники будут рядом. Саша Корюхин, Яша Фруктман-Дубравин, Володя Атлантов, Лёня Юшаков, Володя Московкин, Юра Пучков, Олег Соколов, Миша Гвоздев, Дима Николаев, Володя Тупикин — для каждого из нас опора, поддержка и надежда.

3. Что бы вы пожелали — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?

История нашего училища, так же, как и история Академической капеллы,— это история нашей отечественной хоровой культуры, памятник и достояние нашего народа. Здесь начиналось хоровое и музы­кальное искусство России, здесь оно продолжается и здесь оно долж­но продолжаться. И как любая история, ценность её и непрерывность развития заключается в особо бережном сохранении традиций, преем­ственности, только на основе которых возможно дальнейшее продолже­ние и развитие.

Все мы, начиная от сегодняшних «первоклашек» и включая маститых корифеев-выпускников Хорового училища, ответственны за это перед историей, перед Отечеством нашим, перед нашим народом. В этом состо­ит смысл главного пожелания сегодняшнему Хоровому училищу и его будущему.

Высокий тон творческой атмосферы, в основе которой должен быть, в первую очередь, исполнительский уровень хора мальчиков, бескорыстная преданность хоровому искусству, незыблемость основ хорового братства, преумножение славных традиций воспитания хоровых дирижёров — залог нашего движения.

И пусть больше штормит в творческом океане Училища. Каждая новая волна обязательно вынесет на гребень крупицу золотого дарования из глубин и недр неиссякаемого родника народных талантов.

Валерий Успенский (вып. 1956)

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
913
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log