именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / Сергей Иньков — выпускник 1976 года

Сергей Иньков — выпускник 1976 года

Сегодня исполняется 60 лет Сергею Инькову, выпускнику Хорового училища образца 1976 года. Сейчас Сергей работает дирижёром Московского театра мюзикла. За его плечами богатый опыт и хормейстера, и симфонического дирижёра. Мы расширили традиционный формат «комсомольской» газеты «Капелланин», добавив к трём постоянным вопросам дополнительные.

— Расскажи, пожалуйста, о специфике работы театрального дирижёра?

— Что касается специфики работы дирижера и хормейстера в русском оперном театре, то я написал целую монографию на этот счёт, когда было время посвободнее. Правда, не опубликовал её, и просто стал читать мастер-класс по этой теме, где подробно останавливаюсь на всех аспектах.

Про свои личные ощущения различия в ощущениях дирижёра концертного и театрального могу согласиться со словами капелланина, великого дирижёра Е. В. Колобова (вып. 1963), которые слышал сам: можно это сравнить с разницей в вождении малолитражки или трейлера с прицепом.

Театральный дирижёр должен любить певцов и обладать пониманием вокальной и хоровой специфики, а также уметь мыслить режиссёрскими категориями едва ли не в большей степени, чем знаниями оркестровых премудростей. Тогда и не будет вопроса, кто главный в опере — режиссёр или дирижёр.

— Каким образом ты пришёл к театру?

— Моя карьера в театре началась с того, что, будучи ассистентом дирижёра в провинциальном театре, я увидел, как сцепились из-за разногласий буквально врукопашную на репетиции дирижёр-постановщик и режиссёр спектакля. Причём говорили примерно одно и тоже, только каждый на своём «птичьем языке»... И тогда я дал себе слово изучить все стороны театрального творческого процесса, чтобы иметь возможность разговаривать со всеми сопричастными на понятном им профессиональном языке, или, как шутил один из моих великих учителей режиссёр А. А. Белинский — бить врага его же оружием.

Вот поэтому дирижёр, вооруженный знаниями обо всех сторонах театрального постановочного процесса, будет чувствовать себя на своём месте и в оперном театре, и в театре оперетты, и в театре мюзикла. Ведь творческие составляющие везде одни и те же, меняются только жанры, а жанр — всего лишь «угол зрения на проблему», как сформулировал Г. А. Товстоногов. Требуется лишь понимание этого.

— У тебя это понимание было с самого начала или ты искал его?

— Судьба всегда даёт нам шансы и знаки — нужно лишь уметь их считывать. И поэтому я желаю нынешним и будущим учащимся Хорового училища научиться быть готовыми анализировать ситуацию и учиться всю свою творческую жизнь.

Приведу лишь один пример из своей жизни. Я длительное время работал хормейстером Мариинского театра и преподавал в Училище. Но каждую свободную минуту в течении многих лет сидел на уроках И. А. Мусина — мечтал учиться у него симфоническому дирижированию и режиссуре музыкального театра в нашей консерватории. Но по времени как-то всё не складывалось — некогда было готовиться, и занятость была велика на работе. В те непростые времена поездка в Америку на гастроли с театром на месяц означала получение за месяц суточными годовой зарплаты на стационаре. Но так получилось, что неожиданно перед гастролями в Америке сократили состав участников, и я попал в число сокращённых. Будем откровенны: большая часть «пострадавших» ушла в запой, я тоже подумывал об этом, но!!!! Именно в эти сроки было поступление в Консерваторию. И, хотя я и не готовился, решил рискнуть. И поступил.))))) Наши учителя в Училище нас на славу учили!)))

— И как тогда учили?

— Из минусов обучения в моё время — то, что на хоре учили все партии с голоса, пели не по нотам. Ну, репертуар уж какой власти спускали...

— А хор юношей как функционировал?

— Он собирался нечасто, два раза в неделю. А Хор мальчиков ежедневно. После концерта было счастьем услышать: «Завтра к третьему уроку!» ))

— Когда-нибудь делали смешанный хор — мальчиков с юношами?

— Очень редко

— Что и когда ты преподавал в Училище?

— Это был хор младших классов. Кажется, 1994–96 годы. Иногда заменял В. Е. Беглецова на старшем хоре. Меня Сергей Юрьевич позвал тогда.

— Ну и, наконец, «три вопроса». Какое место в твоей жизни занимает учёба в Хоровом училище?

— В моей жизни учеба в Хоровом училище — это мощнейший профессиональный фундамент. И уникальная творческая атмосфера, создавшая мироощущение изначальной сопричастности к великой мировой музыкальной истории.

— Что наиболее запомнилось тебе во время учёбы в Училище?

— Запомнились мне неформальные беседы с учителями, особенно с моим «шефом» по дирижированию Фёдором Михайловичем Козловым и Сергеем Юрьевичем Дзевановским, молодым тогда ещё педагогом по классу фортепиано, только что пришедшим в Училище на работу, первым выпускником которого я и стал. Беседы на уроках невероятно расширили мой кругозор и научили меня самостоятельно анализировать и мыслить в буквальном смысле слова...

Вот два примера, которые я запомнил на всю жизнь. Сергей Юрьевич поинтересовался у меня при нашем первом знакомстве (я учился тогда в пятом классе, и были то пионерско-комсомольские репертуарные времена), каких трёх великих композиторов я могу назвать? Ответ был: Бах, Бетховен, Пахмутова. Этот ответ С.Ю. вспоминал мне до конца своих дней...

Именно потому, что мы долгое время после такого «откровения» проводили в беседах на разные музыкальные и культурные темы с Сергеем Юрьевичем, я набрался смелости и на одном из последних дирижёрских уроков в Училище задал обожаемому всеми Фёдору Михайловичу Козлову три важных для меня философских вопроса: Что в жизни неизбежно? Что нужно делать? В чем смысл жизни? Ответы я запомнил навсегда: 1. В жизни неизбежно следующее — однажды подойдёшь к зеркалу, посмотришь на себя и «в физиономию плюнуть захочется»... постареешь ибо. 2. Делай людям хорошие дела, а плохие сами получатся. 3. Жизнь будет топтать тебя в дерьме, а ты из него будешь выбираться — в этом и будет смысл…

— Что бы ты пожелал — в настоящем и будущем — Хоровому училищу?

— Пожелать хочу будущим выпускникам Хорового училища, чтобы и они могли по прошествии 40 с лишним лет после выпуска ощущать свою изначальную неразрывность с мировой музыкальной историей и капелльское братство, с гордостью и благодарностью вспоминая уникальных педагогов-воспитателей и ту невероятную творческую ауру, царившую в наших стенах.

Капелльское братство — это не абстрактное понятие, а абсолютно конкретное состояние. Вот свежий пример: 23 марта в Москву приехал Оркестр Венского радио. Дирижировал всемирно известный выпускник Училища Андрей Борейко (вып. 1974). Мы почти 40 лет не виделись, и я пришёл на репетицию. В паузе мы разговорились, и выяснилось, что у него есть идея исполнить на бис после основной программы музыку Г. В. Свиридова «Время, вперёд!» (помните программу «Время»))), но у оркестра нет с собой необходимых сурдин для медных инструментов. И за оставшиеся полтора часа репетиции Андрея мне удалось найти в Москве сурдины, доставить их, и вечером всё было блестяще сыграно.

И таких примеров могу привести ещё с десяток только из своей жизни. Спасибо, Училище, Капелла и капеллане за всё, что уже было, и за всё, что ещё, надеюсь, будет в моей творческой жизни!))

— Сергей, спасибо большое за твой рассказ! Уверен, читатели присоединятся к поздравлению с твоим юбилеем и пожеланию тебе всяческого благополучия, здоровья, вдохновения и новых творческих свершений!

С юбиляром беседовал
Пётр Трубинов,
31 марта 2019

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
973
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log