именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

К 85-летию Дмитрия Николаевича Ардентова

Нам очень повезло. Нам — это примерно тысяче первоклассников, поступивших в Капеллу в течение четырёх десятилетий между 1950 и 1990 годами, и двум сотням студентов дирижёрского отделения Университета культуры c 1960-х до настоящего момента. Повезло, потому что мы прошли уникальную школу Дмитрия Николаевича Ардентова.

Кому-то из нас повезло дважды: начав изучать музыкальные азы у Дмитрия Николаевича, они сделали полный круг и в университете вернулись к нему, чтобы получить окончательное заверение в полученной профессии и благословение на самостоятельный в ней полёт.

Уникальность школы Ардентова обусловлена тем, в какой обстановке и от кого он принял то, что позднее передавал нам. Дмитрий Николаевич вырос в Капелле, его первым учителем был Палладий Богданов, который руководил хором Капеллы ещё с царского времени. В Капелле пел и дед Дмитрия Николаевича. Семья, школа и жизнь сомкнулись воедино в жизни Ардентова в дни блокады Ленинграда, когда капелльских детей вывезели в далёкое село Арбаж Кировской области. Каждый день первую половину дня они учились вместе с арбажскими детьми в местной школе, а с трёх до одиннадцати часов вечера оставались в полном распоряжении П. А. Богданова. Два с половиной года эвакуации сделали из капеллан того времени одну большую семью, впитавшую науку бывшего придворного регента каждой своей клеточкой.

 

Непостижимым образом, входя в дирижёрский класс Дмитрия Николаевича, мы попадаем в атмосферу XIX века. Само время, со всей стремительностью пост-индустриальной эпохи, затормаживается, и начинает ходить размеренным маятником. И это не потому, что Ардентов рассказывает что-то из прошлого. Таких рассказов немного,— только если они случаются кстати. Но то, как он объясняет, как требует, как не допускает поверхностности, какие иллюстрации подбирает, — от всего этого веет вековой традицией.

 

Думаю, что не преувеличу, сказав, что Дмитрий Николаевич достиг пика в искусстве заразить своим делом, когда заинтригованные, мы с коллегами-хоровиками отправились в экспедицию в село Арбаж, чтобы самим увидеть то, в каких условиях зарождалась знаменитая плеяда музыкантов, в которой с именем Д. Н. Ардентова соседствуют имена В. П. Ильина, Ф. М. Козлова, В. Н. Минина, А. А. Юрлова, А. Г. Флярковского. Увиденное превзошло всякие ожидания! Мы ощутили, насколько глубокий след в жизни далёкого села оставило пребывание в нём хора мальчиков Капеллы. Первые встречные люди,— даже родившиеся гораздо позже,— знали о выступлениях и жизни хора по рассказам своих родителей. Нас отвели к пожилым женщинам, которые ходили в школу вместе с капелльскими мальчишками, и сидели за одной партой с Д. Н. Ардентовым и с Ф. М. Козловым. Нам показали пианино, которое Палладий Богданов привёз из Ленинграда и на котором проводил с капелланами занятия в вечерние часы, на этом инструменте занимался и Дмитрий Николаевич Ардентов. Нам рассказали, как люди со всех окрестных сёл приходили слушать выступления хора, а для тех, кто не успевал к началу из-за полевых работ, Богданов полностью повторял концерт. В памяти старожилов до сих пор звучит оркестровая картина «Ночь в Арбаже» сочинённая Богдановым и исполненная силами самих учеников.

Стало понятно, что влияние такой силы, что оно осталось в памяти нескольких поколений жителей целого села, не могло не отложиться в душах непосредственных учеников,— которые позже стали нашими учителями.

 

Ещё в одном нам очень повезло: когда в 1944 году А. В. Свешников вывез эвакуированных капеллан в Москву, создав на их базе Московское хоровое училище, Дмитрий Николаевич принял решение вернуться в Ленинград, несмотря на настойчивые предложения Свешникова продолжить карьеру в столице.

Ученики Ардентова разлетелись по всему миру, как птицы. Сейчас в самых разных сторонах света можно встретить людей, которые делают что-то «по-Ардентовски». Кто-то пишет скрипичный ключ, как он. Кто-то даёт тон хору половинными нотами, как он. Кто-то научился особым образом выворачивать кисть и по-аристократически оттопыривать мизинец — тоже, как он показывал. Кто-то, работая уже со своими учениками, вдруг извлекает из глубин памяти примеры и иллюстрации, которые в детстве сам слышал от него. И эти люди не копируют его. Они просто несут его частичку. И гордятся этой частичкой.

В день славного юбилея мы пожелаем нашему Учителю крепкого здоровья, и новых благодарных последователей, с гордостью несущих в себе частичку его души.

П. Трубинов, 11 июня 2014
Фото с сайта СПбГУКИ

 

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
539
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log